Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Письмо из прошлого

Как оказались связаны легендарный лейтенант Шмидт и старый, разрушающийся севастопольский дом?

 

В прошлом году в «КТ» №540 мы рассказывали о незавидной судьбе севастопольского дома на улице Адмирала Макарова, 2. Построенный в конце 30-х годов прошлого века по проекту архитектора Владимира Ретлинга, он считался одним из лучших образцов градостроительной архитектуры того времени, чудом пережил Великую Отечественную войну, а в наши дни оказался перед угрозой разрушения из-за неадекватных сроков капитального ремонта, назначенных ему чиновниками. Возмутительное отношение и к историческому наследию, и к творению архитектора, как нам кажется. Кстати, Ретлинг создавал для Севастополя не только дома. Он, к примеру, был и автором памятника на могиле лейтенанта Шмидта на знаменитом Кладбище Коммунаров...

 

В. К. Ретлинг на открытии памятника в 1935 г.

Весьма значимая личность

Об архитекторе Ретлинге Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Севастопольский военно-исторический музей-заповедник» сообщает следующее. «Владимир Карлович Ретлинг родился 30 декабря 1902 года в городе Саратове, из рабочих. Окончил Донской политехнический институт по специальности «Инженер-строитель». В 1937-м окончил курсы повышения квалификации архитекторов в г. Ленинграде. До 1933-го преподавал графику и архитектуру в Новочеркасском институте коммунального строительства и руководил Проектной конторой Сельпромстроя в г. Шахты. Проектировал и строил в г. Шахты здание Рабочего факультета, жилые дома. В 1933-41 ­гг. руководил проектной организацией Севгопроект (в городе Севастополе. – Ред.). С 1935 года являлся членом Союза архитекторов СССР. С началом Великой Отечественной войны был направлен в трудармию. Работал на Бакалстрое – Челябметаллургстрое. После окончания войны вплоть до 1964 года работал начальником строительного отдела проектного института Челябинский промстройпроект.

Очередные изменения

В Севастополе по его проекту построены: жилой дом на ул. Адмирала Макарова (сохранился), здание грязелечебницы для Института физических методов лечения им. Сеченова, здание Управления ЭПРОНа в Балаклаве (не сохранилось), здание клуба ЭПРОНа (1939 г., ныне Балаклавский дворец культуры), жилой дом для командования ЭПРОНа ­­(наб. им. Назукина, 25, в Балаклаве), здание Балаклавского военно-морского водолазного техникума (ныне административное здание на ул. 7 Ноября, 5).

По проекту Ретлинга была проведена надстройка и пристройка здания Института биологии южных морей, осуществлена капитальная реконструкция здания современного севастопольского торгового центра ГУМа, что в Артбухте».

Памятник, восстановленный после войны

Есть работы Владимира Ретлинга и в Челябинске. Там он спроектировал здание Уральского научно-исследовательского трубного института, здание проектного института Тяжпромэлектропроект, здание проектного института Челябинский промстройпроект и треста Челябинскметаллургстрой и др.

По его стопам пошёл и сын – Эрнст Владимирович Ретлинг, – ставший известным архитектором, профессором, доктором наук.

... и еще одна перемена

Первый проект

Как мы уже упоминали, архитектор Владимир Ретлинг создал для Севастополя целый ряд знаковых объектов, среди которых особое внимание хотелось бы уделить спроектированному им памятнику легендарной личности начала прошлого века – лейтенанту Шмидту. Этот памятник находится на Кладбище Коммунаров в районе нынешней площади Восставших, на могиле Шмидта и других участников восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. В книге «Каменная летопись Севастополя» писателя В. Г. Шавшина об этом есть следующая информация.

«Приближалось 30-летие со дня восстания на крейсере «Очаков». Техническому руководителю Севастопольского филиала треста «Крымгоспроект» В. К. Ретлингу поручили выполнить проект памятника революционерам. Вскоре он его предоставил: вертикальная стела из мраморного известняка с надписью, вокруг ограда из такого же материала с бронзовой декоративной решёткой. Эскиз одобрили, и он приступил к разработке чертежей. В газете «Маяк Коммуны» прошла информация об этом. В это время из Ленинградского музея ВМФ пришло письмо, которое изменило ситуацию. В письме приводилось завещание Шмидта с подробностями. В Севастополе объявили конкурс на разработку проекта памятника. Было рассмотрено 5 вариантов: три из них – главным архитектором М. А. Врангелем, архитектором Е. Р. Гаммером и скульптором С. Я. Жилинским. Ретлинг в конкурсе не участвовал, но продолжал работать над проектом. Комиссия рекомендовала к исполнению работу Е. Р. Гаммера. В это время Гаммер уезжает в Симферополь. Ретлинг выдвигает свой проект вне конкурса. Севастопольское отделение Союза архитекторов остановилось на проекте Ретлинга. В основании памятника сделали 5-угольный в плане склеп, перекрытый ж/б плитой со стальными блоками. Горельефный бюст Шмидта с надписью «лейтенант П. П. ­Шмидт» и барельеф, изображавший объезд «красным адмиралом» восставших кораблей, а также приспущенный флаг – работа скульптора С. А. Лихошёрстова.

Всеми работами руководил мастер производственного комбината Ричард Сеппи – сын И. И. Сеппи, владельца мастерских мраморных изделий в Севастополе. В 1935 году памятник торжественно открыли. Присутствовали «очаковцы» и сестра П. П. Шмидта – А. П. Избаш».

Восстановление и критика

Однако в годы Великой Отечественной войны памятнику (как и кладбищу, да и всему городу), мягко говоря, не повезло. В районе нынешней площади Восставших шли ожесточённые бои и при захвате города немцами, и при его освобождении советскими войсками. Памятник сильно пострадал, фактически был разрушен. Встречалась даже информация, что памятник и захоронения под ним осквернили в годы оккупации города нацисты. Как бы там ни было, после Победы памятник восстановили. А в 1964 году Севастополь посетил В. К. Ретлинг, осмотрел восстановленный памятник, обнаружил, что вид его значительно отличается от того, каким он был до войны, и в январе 1965 года из Челябинска прислал в адрес исполкома Севастопольского городского совета депутатов трудящихся соответствующее письмо. Оригинал его хранится в фондах Севастопольского военно-исторического музея-заповедника, но в распоряжении редакции оказалась копия документа, и она настолько любопытна для воссоздания истории, для краеведения, что мы решили опубликовать письмо почти целиком.

«Вам пишет автор памятника лейтенанту П. П. Шмидту и его товарищам. Летом прошлого года я побывал в Севастополе, <...> на кладбище Коммунаров, где 30 лет тому назад по моему проекту был сооружен, к 30-летию восстания на крейсере «Очаков», памятник его героям. Надо сказать, что современное состояние памятника не соответствует проекту и тому, каким он был до войны 1941 года <...> исчез горельефный портрет лейтенанта Шмидта и его товарищей, а также дата событий на полированном граните. Якорь лежал спереди, на специально предусмотренном выступе скалы, а от него, спирально вверх к флагштоку, поднималась якорная цепь. В эту спиральную линию цепи вкладывался определённый смысл: как динамическая линия в архитектуре, она считалась линией, символизирующей революционный характер событий. Сейчас памятник претерпел сильные изменения к худшему, и его совсем портит антихудожественная доска из белого мрамора с длинной и невыразительной надписью, безразлично положенная цепь и якорь позади памятника.

В этом году, в ноябре, будет 60 лет со дня восстания, и я хотел уже давно обратиться к вам с просьбой – к этой дате реставрировать памятник таким, каким он должен быть, но меня смутило не только то, что с памятника исчезли портрет Шмидта и надпись о его товарищах, но и то, что в Военно-морском музее Севастополя исчезла ранее бывшая там экспозиция, посвященная событиям на «Очакове». <...> В здании панорамы Севастополя ранее тоже было отражено это событие, и я сам видел там цветные фото памятника Шмидту и его товарищам. Теперь этого также нет. На Приморском бульваре, в центральной части, был ещё до войны заложен монументальный памятник, который должен был увековечить события на «Очакове». Плита закладки также бесследно исчезла. Наконец, на художественных открытках уже не пишут «Памятник лейтенанту Шмидту», а пишут «Памятник очаковцам». Возможно, тут сыграла роль немецкая фамилия Шмидт, но ведь общеизвестно, что Петр Петрович Шмидт был русским по национальности. Все эти обстоятельства навели меня на грустные размышления, и я решил, что с лейтенантом Шмидтом что-то не благополучно. Прежде, чем обратиться к вам, я сделал по этому поводу запрос в Центральный военно-морской музей Ленинграда. Начальник этого музея – капитан 1 ранга тов. Кулешов сообщил мне, что в этом музее имеется экспозиция, посвященная восстанию в ноябре 1905 г., имеется фотография П. П. Шмидта и ряд материалов о нём. В Ленинграде именем Шмидта был назван в 1918 г. мост через Неву. Это имя мост носит и сейчас, а также именем Шмидта названа набережная на Васильевском острове. Так что, надо полагать, Шмидт ничем себя не скомпрометировал. Мне кажется, что Севастополь не должен забывать своих героев, которые своей кровью заслужили право на это. <...>

Вы можете сказать, что всё это хорошо, но надо иметь деньги, чтобы делать. Я напоминаю, что памятник был мною запроектирован на общественных началах, так же были сделаны специальные барельефы и отлиты в бронзе рабочими-литейщиками Морозова. Материалы мы с председателем горисполкома нашли безвозмездно у различных организаций города. Потребовались минимальные средства на оплату специалистов – гранитчиков и мраморщиков.

Всё, что от меня зависит, я сделаю сейчас, по первому требованию, безвозмездно.

Если в Севастополе не найдется скульптора, который смог бы восстановить портрет П. П. Шмидта, то я попробую здесь, в Челябинске, поговорить с местными скульпторами. Если будет в этом надобность, я могу приехать в Севастополь.

Я надеюсь, что вы поймёте меня и найдёте возможность восстановить памятник и память о героях «Очакова».

В итоге городское руководство к его советам прислушалось и недоработки исправили. Впрочем, частично. Известно, что впоследствии этим объектом занимался скульптор Чиж. На памятнике появились дополнительно два бронзовых рельефа: портрет Шмидта и план Севастопольской бухты с восставшими кораблями. В таком виде памятник существует в наше время.

Дмитрий СМИРНОВ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 581 от 12 июня 2020 года

Еще статьи:
Просмотров: 1237 |   Комментарии (0) Дата публикации: 18-06-2020

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Июль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Июль 2020 (33)
Июнь 2020 (76)
Апрель 2020 (11)
Март 2020 (86)
Февраль 2020 (85)
Январь 2020 (71)