
26 июня исполняется 250 лет со дня рождения гравёра, иллюстратора Христиана Готфрида Генриха Гейслера
В 1793-1794 годах он сопровождал путешественника и ботаника Петра Симона Палласа в поездке на юг России. Само собой, компаньоны побывали и в Крыму.
Особенности зрения художника
Людям во все времена свойственно хотеть не только хлеба, но и зрелищ. И принцип «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» появился не вчера. До изобретения фотографии, телевидения, кино, Интернета голод охочих до визуальных впечатлений граждан удовлетворяли художники. Художник был, что называется, и швец, и жнец, и на дуду игрец, то бишь выполнял роль и новостийщика, и блогера, и даже идеолога. За имидж страны на международной арене художники тоже несли ответственность.
В далёком XVIII веке главным источником информации о России являлись путевые заметки путешественников. Публиковались они, как правило, с собственными иллюстрациями. В качестве примеров можно привести академические заметки Сигизмунда Герберштейна, Адама Олеария, Августина Мейерберга. Их зарисовки отличаются реалистичностью, но, увы, не зрелищностью. Екатерину II, приложившую немало усилий для популяризации собственной империи в европах, такое положение дел, мягко говоря, не устраивало. И она впервые заговорила о том, что спустя довольно-таки значительный промежуток времени обретёт чёткий термин «соцреализм». Наверное, такова всегдашняя позиция сильной власти: изображать действительность следует максимально реалистично, только лучше.
Так, с лёгкой руки Великой к участию в научных экспедициях стали привлекать профессиональных художников. Гейслер являлся одним из таковых.
Рисунки Гейслера некоторые исследователи его творчества называют «протокольными». Мол, он был в большей степени правдив, чем все остальные его коллеги-современники вместе взятые. Правда, сегодняшние вдумчивые туристы, пройдя по полуострову по следам Христиана Готфрида Генриха и отфотографировав пейзажи с той же точки, с которой художник делал зарисовки, задались вопросом: «Куда и как смотрел этот прославленный немец?» Особое возмущение у правдоискателей, имеющих смартфоны с многопиксельными камерами, вызвал гейслеровский «Вид Козлова, или Евпатории» с горами на заднем плане. Откуда они там взялись, блогеры так и не поняли, не оценив «эльфийский взор, который позволяет видеть даже то, чего нет».
Екатерина II, кстати, тоже не удовлетворилась творчеством Гейслера. По её распоряжению в число запрещенных в России книг попало «Живописное описание обычаев, нравов и развлечений русских, татар, монголов и других народов Российской Империи», увидевшее свет в 1803 году в Лейпциге. Книга содержит 40 миниатюр художника Х. Г. Г. Гейслера. Искусствовед Н. Гончарова отмечала, что Гейслер, работая над данным изданием, использовал известный в западной графике способ отчуждения, отмечая персонажи своих произведений маркерами очевидной «нецивилизованности», как то: едва уловимыми искажениями в пропорциях тел, необычными для европейского зрителя позами, неопрятными костюмами с излишне яркой расцветкой и т. д. Вероятно, это и стало причиной недовольства российской самодержицы.

Творческий рост
Как нередко бывает, в России Гейслер прославился именно благодаря тому, что потом попало под запрет – своими жанровыми иллюстрациями.
Правда, большинство исследователей настаивает на том, что художественная карьера уроженца немецкого Лейпцига Гейслера в России начиналась в качестве экспедиционного художника в 1793 году, когда он вместе со своим соотечественником Петром Симоном Палласом отправился путешествовать по югу России.
На самом деле до этого путешествия Гейслеру ещё надо было дорасти. И утвердиться в качестве художника.
В 1792 году свет увидела книга «Изображения санкт-петербургских разносчиков, выгравированные на меди, и объяснение фигур». Издание состояло из трех тетрадей по 6 листов. Гравюры Гейслер исполнил в технике акватинты. Тетради имели сопроводительные тексты на немецком и французском языках.
В 1793 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Изображение мундиров Российского Императорского войска, состоящее из 88 лиц иллюминованных». Правда, в данном случае то, что автором гравюр выступил Гейслер, является довольно спорным. Многие исследователи утверждают, что, несмотря на то, что на многих из них подпись: «Geissler sс.», эти гравюры не похожи на остальные работы художника.
Библиографическая редкость
В России Гейслер прожил восемь лет (с 1790 по 1798 г.) и все эти годы поддерживал отношения с академиком Петром Симоном Палласом.
В 1793 году Паллас предпринял за свой счёт путешествие для изучения климата юга России и Крыма. Гейслер, его любимый художник из Лейпцига, сопровождал учёного в этих странствиях.
Самым главным результатом вояжа явилась книга «Путешествия по южным провинциям Российской империи в 1793-1794» (P.S. Pallas. Bemerkungen auf einer Reise in die sudlichen Statthalterschaften des Russischen Reichs in den Jahren 1793 und 1794») с прекрасными иллюстрациями Х. Г. Гейслера. Её издали в двух томах в Лейпциге в 1799-1801 годах.
В 1881 и 1883 гг. «Записки Одесского общества истории и древностей» впервые поместили в 12-м и 13-м томах переводы извлечений из второго тома лейпцигского издания работы П.С. Палласа: первое под названием «Путешествие по Крыму академика Палласа в 1793 и 1794 годах» (перевод подписан инициалами М.С.), другое «Поездка во внутренность Крыма, вдоль Керченского полуострова и на остров Тамань» (примечания составил Г.Э. Караулов). В 13-м томе «Записок...» опубликован также перевод записок академика П.С. Палласа, адресованных князю Г.А. Потемкину, об исследовании берегов Каспийского моря.
В 1918 г. известный русский инженер-строитель Ялтинского и Феодосийского молов и дорог в Крыму, археолог, знаток истории Таврической губернии, вице-президент Одесского общества истории и древностей и почетный член Таврической ученой архивной комиссии А. Л. Бертье-Делагард перевел второй том «Bemerkungen...». В настоящее время подлинник этого перевода (машинопись) под названием «Паллас П.С. Наблюдения, сделанные во время путешествия по южным наместничествам Русского государства в 1793 и 1794 годах. Том второй» хранится в фонде А.Л. Бертье-Делагарда в Крымском краеведческом музее в Симферополе.