Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Наше всё

На прошлой неделе крымчане вспоминали добрые дела художника и филантропа Ивана Айвазовского

Дань памяти отдавали не просто так, а как должно, то есть по поводу. Поводом послужила памятная дата – 29 июля Ивану Константиновичу исполнилось ни много ни мало 203 года со дня рождения. Дата, конечно не круглая, но именинник столько сделал для Крыма и, в частности, для родной Феодосии, что на это закрыли глаза. И правильно.

Аэропортом за вокзал

Международный аэропорт Симферополь официально получил имя художника-мариниста Ивана Айвазовского в прошлом году. Указ «О присвоении аэропортам имен лиц, имеющих особые заслуги перед отечеством» подписал сам президент РФ Владимир Путин. «Присвоить имена лиц, имеющих особые заслуги перед отечеством, следующим аэропортам: … международному аэропорту Симферополь – имя И. К. Айвазовского», – указывалось в тексте того документа. И имя для главной крымской воздушной гавани выбирали вовсе не с помощью тычка пальцем в небо. Так решили сами крымчане, поучаствовав в проекте «Великие имена России», что проводился с 11 октября по 30 ноября года 2018-го. Тогда в он-лайн голосовании приняли участие более 255 тысяч человек, из них более половины, 133,1 тысяча, безапелляционно поддержали кандидатуру прославленного мариниста.

С тех пор в Международном аэропорту о том, чьё имя носят, не забывают. День рожденья справляют регулярно. Так было и в этом году. Посвященный 203-летию со дня рождения Ивана Айвазовского поэтический флэшмоб-спектакль могли посмотреть пассажиры и посетители аэропорта. Называлось действо, участниками которого стали полсотни юных актеров театра-студии «Дом» из города Иваново, вполне в соответствии с поводом – «Девятый вал». А декорациями для акции послужили расставленные на мольбертах копии картин Айвазовского.

Айвазовский без лишней скромности всё это наверняка одобрил бы. Ведь сам при жизни очень ратовал за транспортную доступность региона, улучшение логистики и инфраструктуры. И просто ратовал. А собственными делами и деньгами содействовал тому, чтобы всё это имело место быть. Более того, ради всего этого он шёл на немалые жертвы.

В случае с Иваном Константиновичем принцип «Я – художник, я так вижу» приобрёл рациональное звучание. Айвазовский видел Феодосийский морской торговый порт модернизированным, а родной город – культурным центром, не обделённым железнодорожным сообщением. Для того, чтобы его видение стало реальностью, художник приложил немало усилий, включал собственную харизму и использовал приобретённые связи. Правда, инициатива Айвазовского относительно железной дороги едва не обернулась ему во вред. Вплоть до 90-х годов позапрошлого века все телодвижения в этом направлении не давали хоть сколько-нибудь заметного результата. А потом желание стало исполняться таким образом, что Айвазовский был, мягко говоря, шокирован.

В 1890 году столичные чиновники подготовили проектное решение, предполагавшее создание вдоль феодосийской береговой линии искусственной насыпи, по которой прокладывалась линия железной дороги, и искусственного мола для устройства новых портовых сооружений. Этот проект предполагал минимизировать затраты до суммы, которую казне было не жалко выделить. По иронии судьбы, согласно проекту, железнодорожная линия проходила непосредственно перед домом художника. «Жертвенной коровой» становился столь вдохновлявший мариниста пляж под его окнами и его же фруктовый сад, в непосредственной близости от которого должен был вырасти шумный вокзал. Что испытал, узнав обо всём этом, Айвазовский? Уж точно не радость. Но справедливо рассудив, что нельзя что-то давать, ничего не теряя, своё согласие на воплощение проекта в жизнь дал.

И вот теперь наконец, спустя почти сто двадцать лет после смерти, Иван Константинович получил компенсацию за свою самоотверженность – аэропорт своего имени.

Вид на старую Феодосию и «новую» железную дорогу

ФОНТАНстическая идея

По ещё одной иронии судьбы, аккурат накануне нынешнего юбилея Айвазовского в прессе появились сообщения о «крымском обезвоживании». В частности, говорилось, что по поручению вице-премьера РФ Марата Хуснуллина уже подготовлено постановление Правительства РФ о признании чрезвычайной ситуацией проблемы водоснабжения Крыма. Казалось бы, какая связь между этой новостью и Айвазовским. Оказывается, связь есть. Причём самая прямая. Ведь Айвазовский в своё время мог решить и решал проблемы с водоснабжением. Оттого очень жаль, что уже, увы, нельзя спросить Ивана Константиновича: «Что же делать?» Да, спросить не спросишь, но зато можно внимательно изучить пример того, как один человек напоил целый город.

К 1887 году жители Феодосии начали испытывать острую нехватку питьевой воды. Причинами тому было и на редкость засушливое лето, и на редкость древние и ветхие подземные коммуникации. В итоге тогдашние власти предержащие не нашли лучшего выхода, как организовать доставку питьевой воды из Севастополя на пароходах!

Понаблюдав какое-то время весь этот абсурд, Иван Айвазовский обратился к городской думе с предложением наладить водоснабжение из Субашского источника, который находился в собственности его супруги Анны Саркизовой. И вскоре началась прокладка чугунного водопровода, из которого ежесуточно предполагалось получать 50 тысяч ведер. Стоимость этого чуда составила огромные по тем временам деньги – 22 тысячи рублей. Тем не менее, Айвазовский из собственного кармана оплатил прокладку труб, к тому же раскошелившись и на проект фонтана.

«Наш водопровод к концу, а также и мой фонтан готов, надеюсь, 30 августа вода будет уже в городе, расстояние 26 верст. Согласитесь, что в один год довольно скоро», – не без гордости в конце августа 1888 года писал Иван Константинович историку, писателю, поэту, первому исследователю истории армяно-русских отношений, члену совета министра народного просвещения Герасиму Артемьевичу Эзову. А несколько позже, в октябре этого же года, в послании к журналисту и издателю Алексею Сергеевичу Суворину констатировал: «Водопровод, наконец, совершенно окончен, и во многих домах есть чистая и без всякого запаха вода».

А упомянутый фонтан, который сегодня, как и аэропорт, носит имя Айвазовского, по праву считается визитной карточкой города. Постройка прямо­угольной формы оборудована большими навесами в восточном стиле. Стены и навесы выполнены из местного ракушечника, в некоторых местах до наших дней сохранилась оригинальная каменная облицовка. Местные говорят, что это уникальное сооружение является своеобразной «точкой силы» и обладает сильной собственной аурой, которую непременно нужно прочувствовать. Мол, это и будет еще одна моральная компенсация хорошему человеку за все его хорошие дела.

Ефимия СКИДЕЛЬСКАЯ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 589 от 7 августа 2020 года

Еще статьи:
Просмотров: 734 |   Комментарии (0) Дата публикации: 13-08-2020

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Сентябрь 2020 (7)
Август 2020 (86)
Июль 2020 (90)
Июнь 2020 (76)
Апрель 2020 (11)
Март 2020 (86)