Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Археология знания
Логин Пароль

По ком звонит колокол

По ком звонит колокол
Только не обвиняйте в плагиате. Мы не будем писать о войне, как это делал американский писатель Эрнест Хемингуэй в своем романе под таким названием. Наш рассказ о том, как был похоронен велосипедный спорт на шоссе в Крыму, а теперь готовятся «похороны» его родного брата на треке. А ведь еще двадцать лет назад велогонщики из Крыма высоко котировались в Советском Союзе, становились чемпионами мира среди взрослых и молодых мастеров скоростей, побеждали на престижнейшей велогонке Мира, на чемпионатах страны. 
Но все это в прошлом. Хотя и сейчас, будучи «тяжелобольным», крымский трековый велоспорт продолжает оставаться сильнейшим в Украине.
 Мекка шоссейников
Так с полным основанием можно было называть на протяжении не одного десятка лет отличные горные трассы не только Южного берега Крыма, но и степные дороги, ведущие на Евпаторию, Феодосию, Керчь. На них, начиная с весны и заканчивая глубокой осенью, тренировались гонщики со всей страны, во главе со сборной СССР, проводились многочисленные состязания. А венцом шоссейного сезона в стране являлся чемпионат Советского Союза по многодневной гонке на призы газеты «Социалистическая индустрия». На этом красочном турнире, привлекавшем внимание жителей и гостей полуострова, было острое соперничество крымских городов за лучший прием многодневки. Именно здесь выросли крымские гонщики высочайшего международного класса, такие, как Анатолий Черепович, Игорь Москалев, Игорь Будишевский, Вячеслав Деденов, Виктор Климов, Сергей Ушаков и ряд других, которые становились победителями самых крупнейших гонок не только на национальном уровне, но и на международном.
Но постепенно спортсмены в ярких велорубашках были вытеснены с Ялтинского, Московского, Севастопольского шоссе, так как они создавали «неудобства» для крупных чиновников, спешивших на отдых к Черному морю. В конце концов шоссейников «поселили» в район Феодосии, куда воспитанники юношеских школ из ряда спортивных обществ были не в силах добираться не только на тренировки, но даже на соревнования. Поэтому спустя некоторое время распались велосекции в «Авангарде», «Спартаке», «Динамо», «Буревестнике», лишь «Колос» продолжал работать с мальчишками, взрослые шоссейники группировались вокруг Крымской ШВСМ.
Отсутствие средств, а самое главное - условий для тренировок заставляли многих хороших гонщиков-шоссейников и тренеров переезжать в соседние регионы, чаще всего в Донецк, Николаев, Одессу. Лучшие же уезжали в дальнее зарубежье, там их с охотой брали в профессиональные клубы, где они задерживались на много лет. Сегодня трудно назвать хотя бы одну-две фамилии крымских шоссейников, которые представляли определенную силу в украинском велоспорте, располагающем лишь одной профессиональной командой. Она выступает под флагом «Индустриального союза Донбасса». В ней не на последних ролях воспитанники крымского велоспорта Дмитрий Грабовский и Виталий Попков. Однако и «ИСД» теперь уже более чем наполовину состоит из иностранных легионеров, в большинстве не самых известных итальянцев, которые прежде всего гоняются за деньгами, желательно евро и долларами, чтобы вернуться домой богатыми людьми. Иногда донбасовцам удается зацепиться за призы на второстепенных гонках в Европе или Азии, но их не встретишь на крупнейших велотурах профессионалов в Италии, Франции, Испании, Германии. А украинцев давно уже не увидишь в числе лучших на чемпионатах мира или Олимпийских играх. Ну, а крымский шоссейный велоспорт пропал с «велосипедной» карты страны.
Спасибо, Черченко!
Есть в Крыму заслуженный тренер Украины, мастер спорта Владимир Черченко, который никуда не хочет уезжать из родного края, хотя ему неоднократно предлагали сменить обстановку. Вокруг Владимира Васильевича, в стенах Крымской школы высшего спортивного мастерства, сгруппировались не только его воспитанники, но и те гонщики, которых вывели на большую дорогу велоспорта иные наставники. Вот уже на протяжении ряда лето гремели в Украине, в мире и Европе имена Любомира Полатайко, Романа Кононенко, Виталия Щедова, Сергея Лагкути, Михаила Радионова, к которым в последнее время стали приближаться Роман Морозов, Александр Лобов, Геннадий Герус. Эти опытные и молодые велосипедисты-трековики становились чемпионами и призерами первенств мира и Европы, победителями этапов Кубка мира, стопроцентно побеждали на чемпионатах Украины. Начиная с 2000 г. обязательно кто-нибудь из ребят Черченко выходил на старт Олимпийских игр в Сиднее-2000, в Афинах-2004, в Пекине-2008. Но Черченко работал с темповиками, а тем временем начала «затухать» некогда блестящая спринтерская школа симферопольцев, давшая на гора таких мастеров гонок на три круга, как Геннадий Орлов, Павел Худяков, Михаил Коротков, Эмма Скудре и др. На сегодня лишь Артем Фролов эпизодически выступает на этапах розыгрыша Кубка мира, но особых результатов не показывает.  
И, все-таки, несмотря на все препоны, кризис, повлиявший самым негативным образом на украинский спорт, крымский трековый велоспорт продолжал активно жить, постоянно привлекая в свои ряды мальчишек и девчонок, всегда мечтающих оседлать «стального коня» и пронестись по крутым виражам бетонного полотна трека. 
Идиллия завершилась два года назад, когда крымские «реформаторы» посчитали, что необходимо реконструировать старенький велотрек «Авангард», находящийся в центре столицы, превратить его не только в жемчужину местного значения, но и вывести на европейский и мировой уровень. Планы предусматривали, что на месте старого, с кругом в 333,3 м, велодрома под открытым небом появится под крышей новый трек, с деревянным полотном (дорожка 250 м), опоясанный крутыми трибунами, начиненный современной аппаратурой. И как-то незаметным осталось то, что впритык к новому треку будет сооружена девятиэтажная гостиница с подземными гаражами, якобы для того, чтобы «жемчужина» могла принимать гостей со всего мира. По этому поводу в мае 2009 года в центре предполагаемой стройки, руками бывших руководителей автономии и города, была захоронена капсула, своеобразное обращение к потомкам, чтобы они знали поименно тех, кто был автором этой идеи. Спустя несколько дней, как говорится, с лица земли было стерто спортивное сооружение, которое простояло, принося пользу не одному поколению крымских, советских, украинских велосипедистов, с 1936 года! И вот уже скоро будет два года как за глухим забором тишина. Но это тема абсолютно иного разговора, а мы возвращаемся к событиям нынешнего дня.
Для того чтобы стать гонщиком-трековиком, нужно иметь прежде всего велодром, и кататься на нем ежедневно, так как шоссейная подготовка необходима обязательно, но соревноваться надо на скоростном овале. Если группа наших ведущих спортсменов, входящих в сборную страны, еще имеет возможность, правда, не часто, а эпизодически, тренироваться и выступать на треках дальнего и ближнего зарубежья, что позволяет кое-как поддерживать форму, но не улучшать ее, то массовый, а это прежде всего юношеский спорт постепенно сходит на «нет». Недалек день, когда по нему, как по шоссейному велоспорту, будет звонить колокол.
Пришла пора собирать камни
Известно ли вам, уважаемый читатель, что чемпионаты мира по велоспорту на треке проводятся с 1885 г. Первый состоялся в Кельне. С 1896 г. велогонки на треке были включены в программу Олимпийских игр и отсутствовали только на Играх-1912 в Стокгольме. Первым чемпионом мира стал бельгиец Роберт Пронтин, выигравший соревнование в спринте. И последнее. За всю историю чемпионатов мира наибольшее число наград завоевали гонщики Франции (203), Германии (182), СССР и вышедших из него новых независимых государств (173), Австралии (147). Есть в графе «СССР» и немало медалей разного достоинства, завоеванных гонщиками Украины, когда работали треки в Киеве, Харькове, Симферополе, Одессе. Но они тоже были подвергнуты реконструкции и… больше не существуют. Остался единственный крытый трек с деревянным полотном во Львове, под крышей которого зимой нестерпимо холодно, а летом нестерпимо жарко. Поэтому не удивляйтесь, что с чемпионатов мира - 2009, 2010, 2011, проходивших на новых, отличных треках польского Прушкова, датского Копенгагена, голландского Апельдорна, украинцы не привезли ни одной медали. Более того, если наша сборная в командной и в индивидуальной гонке преследования на 4 км (в них всегда были представлены крымские велосипедисты) располагалась неподалеку от пьедестала почета, то теперь в Апельдорне они твердо прописались в числе середнячков. Команда «преследователей», в ней стартовали симферопольцы Виталий Шедов, Сергей Лагкути, Михаил Радионов, донетчанин Максим Полещук, заняла одиннадцатое место. Такое же место в гонке по очкам у Лагкути. Щедов был тринадцатым в индивидуальном преследовании, а пара Лагкути - Радионов в мэдисоне финишировала пятнадцатой. Да, пришла пора собирать камни!
Дмитрий ПОЛЕЖАЕВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото Архив "КТ"

материал опубликован в "КТ" № 125 от 1 апреля 2011 года 
 
Еще статьи:
Просмотров: 3197 |   Комментарии (0) Дата публикации: 1-04-2011

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп

Праздники

   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2016 (9)
Ноябрь 2016 (90)
Октябрь 2016 (97)
Сентябрь 2016 (94)
Август 2016 (104)
Июль 2016 (95)