Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Письмо Деду Морозу
Логин Пароль

За идею? По кинофильму «Адмиралъ»

 

За идею? По кинофильму «Адмиралъ»

«Господа! Измена!! Второй украинский полк перешел на сторону противника!!!».

Не исключено, что, если бы «Адмирала» запустили в работу не четыре года назад, а позже, тему украинского предательства в российском проекте подали бы развернуто и подробно, а половина украинских изменников была бы грузинами…

На кинофильм «Адмиралъ» попасть было крайне проблематично, поскольку билеты раскупались заблаговременно. Смотрели на одном дыхании… Однако, что-то припоминая из уроков истории, я понимала, что о Колчаке преподаватели нам рассказывали нечто иное, не то, что показывают в фильме.Но, поверив кинематографу, мы с подругой все-таки единогласно пришли к выводу, что Колчак — герой, герой нашего времени, за которым не прочь и по стране колесить… И это не только наше впечатление — практически большинство молодежи восприняли Колчака как настоящего супермена, говоря современным языком. Однако, к нашему удивлению, люди более старшего поколения, люди, вероятно, не просиживающие уроки истории в курилке, были не слишком воодушевлены фильмом и главным героем. «Пропаганда, навязывание молодежи фактов, идей и мыслей, высосанных из пальца» — так охарактеризовали фильм старшие товарищи.
И тут мы задумались… Может, действительно, правдивые истории сегодня можно рассказывать не только о Кощее Бессмертном, Илье Муромце и защитнике Малой земли Леониде Брежневе, но и об Иване Грозном, Иване Мазепе, Колчаке, Сталине и Степане Бандере? Пройдет каких-нибудь 200-300 лет, и появится новая правда о Колчаке, Сталине и Степане Бандере, а заодно просочатся хоть какие-нибудь сведения о Михаиле Ходорковском, Романе Абрамовиче и наших политиках? Правда — она, как свет далеких звезд, всегда доходит с опозданием.
Но эта картина «зацепила» нас настолько, что заставила задуматься и обратиться к первоисточнику. Тем более что сегодня нам стали доступны бездонные кладовые истории. Похоже, в обществе происходит переосмысление событий Гражданской войны — в том числе и после просмотра фильма о противоречивой фигуре адмирала Колчака. Разве это плохо?
«В телевизоре идет активная кампания против коммунистов. Кампания, надо признаться, мощная. Произошла антикоммунистическая контрреволюция. Она разрушила почти все лучшие достижения советского народа. А теперь перед хозяевами «нового общества» стоит задача вычеркнуть из памяти народа все доброе, что в ней еще осталось от советского времени. Вычеркнуть весь советский период!» — сказал мне родственник, посмотревший «Адмирала»…
Что же такое советская власть? В 1917-м ровно настолько же, как простейшие лозунги «землю — крестьянам, фабрики — рабочим» сделали экономическую программу революции доступной и близкой массам, играла решающую роль в свершении революции исправно функционировавшая, уже вполне состоявшаяся власть советов.
Знают об этой страшной странице отечественной истории молодые люди действительно крайне мало, если знают вообще. Одна девушка написала в интернетовском отклике на фильм о том, как она к середине его начала подозревать: а ведь Колчака могут расстрелять. Да что там, сегодняшние подростки не в шутку, а всерьез называют Буденного лошадью Ворошилова, а Чапаева — героем войны 1812 года.
Оказывается, обстоятельства, при которых взошла звезда Колчака как «верховного правителя» России, полны неясностей. Как пишется в некоторых изданиях, после свержения монархии Франция и Англия рассматривали территорию России, как свою добычу. Весной 1918 года высшее командование союзников по Антанте решило свергнуть «прогерманский» режим большевиков и установить над Россией свой полный контроль. Все антибольшевистские силы подчинялись французскому генералу М. Жанену. В планы французов входила оккупация Дальнего Востока и Сибири, а также Крыма на юге, англичане планировали захватить Мурманск и Архангельск, румыны — Бессарабию. Между тем, эта ситуация не очень устраивала американцев, которые оставались как бы ни с чем. США срочно был нужен свой человек в России. И таким человеком стал адмирал Колчак. 18 ноября 1918 года Колчак свергнул проантантовскую директорию и провозгласил себя «Верховным правителем России». Примечательно, что первым из иностранных представителей, посетившим адмирала, был генеральный консул США в Иркутске Гаррис. Он официально заявил Колчаку, что правительство США окажет ему полную поддержку. В 1918-1919 годах американцы передали Колчаку 600 тысяч винтовок, более 4,5 млн. патронов, 220 тыс. снарядов, большое количество орудий и пулеметов, 330 тыс. пар армейской обуви. В феврале 1919 года американское правительство направило на юг России специальную военную миссию. Ее возглавлял бывший военный атташе США в Петрограде подполковник Риггс. В задачу миссии входили организация всякого рода помощи колчаковским армиям. Опираясь на американскую поддержку, Колчак смог отстранить генерала Жанена от должности фактического главнокомандующего, за что последний не преминул впоследствии отомстить адмиралу, выдав его на смерть.
Получается, не такой уж он и герой, этот Колчак?
А теперь «господствующие в демократии подонки» — это прелестное по своей сути выражение принадлежит одному из самых уважаемых во всем мире людей, «королю динамита» и основателю всемирно известных Нобелевских премий Альфреду Нобелю — воспевают Колчака не только якобы как патриота России, но и как невинно убиенную жертву политических репрессий большевиков?!
И выходит, как бы ни отличались друг от друга Колчак и Ленин, их объединяло одно: готовность проливать братскую кровь во имя чужих политических целей, во имя эфемерного «светлого будущего».
Режим Колчака не мог не потерпеть краха. В его основе, так же как и большевистской основе, лежала ложь. Но в отличие от большевистской лжи, колчаковская ложь была духовно опаснее, ибо она прикрывалась национальными знаменами, золотыми погонами, русской государственной символикой. Колчак узурпировал священные права и прерогативы русского царя? И если грабеж России большевиками воспринимался именно как грабеж, то грабеж России при власти белых воспринимался бы как законные действия национального русского правительства. Говорят, Колчак любил повторять фразу: «Ничто не дается даром, за все надо платить и не уклоняться от уплаты». Его жизнь и смерть явились лучшим доказательством истинности этого изречения. В конце колчаковской эпопеи, под ударами красных армий, от Колчака отвернулись все. Первыми его предали союзники. Генерал Жанен, выполняя тайный приказ Парижа, выдал адмирала и главу его правительства Пепеляева красным. 7 февраля 1920 года по личному приказу Ленина Колчак и Пепеляев были расстреляны. Колчак встретил смерть мужественно, как и подобает офицеру. Чего нельзя сказать о Пепеляеве. Вопреки фильму, Пепеляев, по свидетельствам очевидцев, потерял присутствие духа и умолял о пощаде. Тела Колчака и Пепеляева были сброшены в Ангару.
Получается, что подлинный Колчак и Колчак в исполнении Хабенского — это два совершенно разных человека? Но все-таки герой фильма Колчак. Миллионы людей, которые сегодня вообще не знают историю, будут воспринимать Колчака именно через талантливую игру Хабенского, а это значит, что весьма неоднозначная фигура адмирала, одного из организаторов Гражданской войны, прочно войдет в сознание поколений как фигура положительная? Такой личности хочется подражать. А в чем подражать? Участие Колчака в Первой мировой войне показано мало и скупо. Зато во всех красках расписана любовная история Колчака. И вряд ли нынешнему молодому поколению полезна с нравственной точки зрения история офицера, который увел у своего боевого товарища его законную жену, а свою супругу с ребенком бросил на произвол судьбы.
Александр Колчак в исполнении Константина Хабенского неизменно подтянут и спокоен, даже перед лицом расстрельной команды. Это сильный, неординарный человек, поставленный судьбой в безнадежные обстоятельства и прошедший свой путь до конца. Колчак в фильме — прежде всего истинный рыцарь. Рыцарь-моряк, герой Первой мировой войны. Рыцарь-правитель, взваливший на себя безнадежную задачу спасения российской государственности, рушащейся под напором революционной стихии. И наконец, рыцарь-любовник, преклоняющийся перед своей Прекрасной Дамой — Анной Тимиревой.
Офицеры — все как один храбрые люди с прочным чувством чести, не дрогнувшие под германскими снарядами. А вот революция эту стабильность ломает. Взбунтовавшиеся матросы расстреливают и топят офицеров. Колчак пытается эту стабильность восстановить — увы, безуспешно. Еще один положительный герой картины — православная церковь. Персонажи фильма много молятся. А священники отпевают в одной братской могиле и красных, и белых, поскольку все они православные. «Идем на мины. С Богом!» — поднимает боевой дух Колчак во время битвы при Пиллау в 1916 году... Я не в курсе, какие отношения со Всевышним были у Колчака, но современные режиссеры, похоже, изобрели себе своего отдельного Бога, который способен благословить на что угодно. Православный народ в картине Андрея Кравчука любит Отчизну такой неправдоподобно возвышенной любовью, что просто поразительно, как нация вообще уцелела. Зато после фильма «Адмиралъ» мне стало окончательно ясно, почему проиграло Белое движение. Если ходить в атаку без патронов, а только с барабаном и трубой, форсировать в лютые морозы сибирские реки, доверять хитрой Антанте, кидаться с песней под пулемет и скакать с отрезанными ногами на коне — шансов победить немного. Если, конечно, ты не Человек-Паук...
Чтобы подчеркнуть рыцарство Колчака, в фильме его любовь к Тимиревой представлена в основном как платоническая: близки они становятся лишь в последние дни пребывания адмирала на свободе, в штабном поезде, везущем его на погибель в Иркутск. На самом деле, насколько я узнала, роман между ними продолжался полтора года, и в Омске об этом было достаточно хорошо известно, хотя своих отношений Колчак и Тимирева и не афишировали. Колчак даже сплавил мужа Анны, контр-адмирала Сергея Тимирева, командовать морскими силами Дальнего Востока.
«Ах, Александр Васильевич, — кокетливо вздыхала возлюбленная адмирала за несколько часов до его ареста, — а ведь мы с вами так и не потанцевали...». Анна Тимирева и Александр Колчак за всю свою жизнь действительно ни разу вместе не потанцевали. Вначале были вынуждены скрывать свою связь (у каждого семья, дети), потом стало не до танцев. Колчака расстреляли в 1920-м без суда и следствия, сын Анны Васильевны был расстрелян в 1938-м (в картину он вообще почему-то не попал), сама же Тимирева отсидела более 30 лет в лагерях. Освободившись, Анна Васильевна вышла замуж за инженера-путейца Владимира Книппера. Скончалась она в 1975-м, ее похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с родными...
На мой взгляд, история любви Анны Тимиревой и Александра Колчака у Лизы Боярской и Константина Хабенского получилась ничуть не хуже, чем история любви в «Иронии судьбы-2». Ну а отдельные фрагменты исторического блокбастера Кравчука поразительно совпадают с лирическим шедевром Бекмамбетова. Меня даже терзали смутные сомнения, по поводу того, что эти два режиссера друг друга консультировали. Поэтому отдельное комфортабельное купе белогвардейского адмирала с новогодней елкой, шампанским, хрустальными бокалами и Лизой Боярской в вагоне вонючего омского поезда, перегруженного больными, ранеными и умирающими, выглядит несколько странно. Хотя, если бы отчаявшийся и преданный Колчак, выпив на пороге своей гибели шампанского, исполнил под новогодней елкой «Если у вас нету тети…», я бы, наверное, расплакалась...

Резюме?
В детстве я не могла смотреть кино о войне — страшно становилось уже после начальных титров, которые всегда сопровождались какой-нибудь душераздирающей песней. Поэтому я до сих пор сомневаюсь, что война — это острое романтическое приключение для настоящих мужчин и женщин, отлично подогнанный мундир, бравая выправка, отполированные ногти и аккуратно подстриженные седые виски. Мне почему-то кажется, что война — это вонь, кровь, вши, куски человеческого мяса, нечеловеческая боль и чудовищное вранье.
Может, быть, вообще не стоило воевать с большевизмом? Что же, надо было отдать страну на поругание без всякого сопротивления? Или воевать с большевизмом должны были люди с чистой совестью и чистыми руками. Это должны были быть новые Иваны Сусанины, а не генералы, забывшие свой долг перед Царем и Отечеством и мечтавшие о лаврах «верховных правителей»?
А может, Колчак просто не сумел, а может быть, не захотел учесть психологию обезумевшей толпы? Его убили, потому что его боялись, боялись даже поверженного, боялись одного его имени, так же как боялись «слабохарактерного Императора», «ненавистную народу Императрицу», смертельно больного наследника Цесаревича, «бездарных царедворцев», «сеющих невежество попов» и многих, многих других?
Но в чем тут пропаганда? Может, в том, что из истории белого движения нынешняя власть готова использовать в своих целях прежде всего образы отдельных белых генералов и офицеров как храбрых и доблестных воинов, не жалевших своей жизни ради блага государства и народа. Годится и то, что белые воевали с красными под сенью православия. И еще белые вожди оказываются полезны как государственники, боровшиеся за единую и неделимую Россию. Это совпадает с идеологией нынешней российской власти. Остальное же, включая белый террор и конкретную политику белых правительств, лучше предать забвению…
Характерное выражение употребил в докладе на II съезде политпросветов 17 октября 1921 г. Ленин: «Врангели, Колчаки, Деникины частью отправились к Николаю Романову, частью укрылись в безопасных заграничных местах». Действительно, в обстоятельствах гибели последнего Императора и Верховного правителя России адмирала Колчака много общего. «Отправились к Николаю Романову» — какой прекрасный неологизм наступавшей прекрасной эпохи…
 

Мария ВОЛКОНСКАЯ "Крымский Телеграф"


материал опубликован в "КТ" № 6 от 25 октября 2008 г. 

Еще статьи:
Просмотров: 4403 |   Комментарии (0) Дата публикации: 25-10-2008

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2016 (31)
Ноябрь 2016 (90)
Октябрь 2016 (97)
Сентябрь 2016 (94)
Август 2016 (104)
Июль 2016 (95)