Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Письмо Деду Морозу
Логин Пароль

На планете «Глис 581» скоро начнут раскупать участки

В связи с тем, что недавно астрономы открыли пригодную для жизни планету, мы решили абстрагироваться от мелких земных проблем и проанализировать глобальные явления, от которых зависит судьба всего человечества. О том, смогут ли наши ближайшие поколения увидеть закат звезды на другой планете, почему в период экономического кризиса вкладываются миллиарды долларов в эксперименты в Большом адронном коллайдере, а также о тайной гонке государств за первенство в научных разработках мы узнали у специалиста в области теоретической и экспериментальной физики, писателя Андрея Ковтуна.

— С чем, по вашему мнению, связан резкий скачок научно-технических открытий и разработок в XX веке?
— Сложный вопрос. Мы сейчас можем долго с вами анализировать процессы, которые начались с конца XIX - начала XX века, отношения между двумя сверхдержавами после окончания Второй мировой войны, их гонку вооружений, начавшуюся тогда борьбу за первенство в покорении космоса, средства, которыми обладали ученые в то время, а значит — и возможность воплощать свои идеи в жизнь… Можем долго вспоминать историю. Но я скажу проще. На мой взгляд, в это время поменялось мышление. Не без помощи таких гениальных и искренних ученых-мечтателей, романтиков своего времени, как Константин Циолковский, Сергей Королев, Альберт Эйнштейн, Эдвин Хаббл и многие другие. Циолковский однажды сказал: «Каждое существо должно жить и думать так, как будто оно всего может добиться рано или поздно». Я придерживаюсь такой же позиции.
— Какие сюжеты фантастических книг и фильмов могут воплотиться в жизнь, скажем, в ближайшие 50 лет: полностью самостоятельные роботы, телепортация, машина времени, межпланетный и межгалактический транспорт и так далее?
—  В последнее  время я фантастику не читаю и фильмы не смотрю — мне хватает новостей. Ведь каждый день ученые изобретают что-то новое, что-то фантастическое, вещи, над которыми еще лет десять назад можно было только посмеяться. Кто бы мог подумать, что Интернет, систему мгновенной передачи цифровых данных, вообще возможно изобрести, что информация будет сиюминутно перемещаться во времени в любую точку земного шара. По прог-нозу Министерства информации Южной Кореи, с учетом развивающегося производства в их стране, в 2020 году в каждой южнокорейской семье будет как минимум один домашний робот. Это давно уже реальность, а не фантастика. Изобретение пространственно-временного тоннеля, межгалактических космических кораблей — всего лишь вопрос времени. Но какого времени, этого я спрогнозировать, к сожалению, не могу. Хотя мне бы очень хотелось застать все это при жизни.
— Рассказывая об этом так легко, не боитесь ли вы показаться несведущим в науке, дискредитировать себя в научном сообществе? Ведь большинство ваших коллег наверняка обвинят вас в пропаганде лженауки?
— Вы знаете, в последнее время лишь небольшая доля ученых относится к так называемой консервативной группе, отвергающей новые идеи и считающей, что зазорно изучать явления сомнительной репутации, растиражированные падкой на сенсации прессой, киноиндустрией и высмеянные авторитетными умами. А мне кажется, наоборот, глупо отгораживаться стенкой от научного прогресса и засиживаться в прошлом. Это безответственно по отношению к человечеству и, в частности, к будущим поколениям.
— Недавно учеными в созвездии Весов была найдена планета «Глис 581», пригодная для жизни, учитывая расстояние до звезды и наличие атмосферы. Однако сможет ли современный человек проживать на планете, на которой притяжение составляет 1,75 к земному? И второй вопрос: расстояние до нее — 20 световых лет от Земли. Как скоро, с нынешними темпами развития технологий, человечество сможет ее заселить?
— Как я уже говорил, я не могу прогнозировать скорость развития технологий. Давайте сформулируем вопрос по-другому: что нужно для того, чтобы земляне теоретически смогли заселить новую планету?  Самое главное — транспортная система, соединяющая ее с нашей планетой. Это может быть как средство передвижения, так и некий механизм, перемещающий материю во времени. Второй способ на данный момент кажется мне более практичным, ведь лететь придется долго. Если, конечно, к тому времени не изобретут двигатели, способные разгонять корабли до скорости, превышающей скорость света. Но для того, чтобы воспользоваться вторым вариантом, необходимо кому-то все-таки долететь до планеты традиционным способом и построить на ней вторую конструкцию с функцией своеобразного приемника.
— Вы говорите о звездных вратах?
— Можно и так сказать. Кто-то называет этот механизм телепортом. Я же склонен именовать его пространственно-временным тоннелем. Это научное определение. Хотя в науке пока такого понятия нет, ведь его существование пока не доказано. Что касается возможности проживания человека на планете с большей силой тяжести, теоретически человечество может адаптироваться к подобным условиям. Думаю, это проще, чем адаптироваться космонавтам к силе тяжести на Земле после длительного пребывания в невесомости.
— Одна из главных целей создания Большого адронного коллайдера, по официальной версии, — экспериментальное доказательство существования бозона Хиггса и разгадка тайны возникновения Вселенной. Между тем выделение средств ЦЕРН на строительство еще одного коллайдера и включение в «гонку» России наталкивает на мысль, что у этого проекта есть более практичные задачи. Например, изучение взаимодействия пространства и времени, что может привести к открытию мгновенного перемещения материи. Считаете ли вы это возможным?
— Я уже говорил, что создание пространственно-временного тоннеля — вопрос времени. Но поставлена ли перед ЦЕРН подобная задача, точно неизвестно никому, кроме самих создателей. Я могу лишь сопоставить факты и на их основании сделать предположение. Например, стоимость БАКа порядка 10 миллиардов долларов. Запустили его как раз в разгар  финансового кризиса в Европе. Могут ли государства тратить такие деньги на то, чтобы просто разгадать тайну возникновения Вселенной, вместо того, чтобы покрывать инфляцию? Инвесторы, вкладывая в любой проект средства, надеются в будущем получить от этого определенную выгоду. Какая может быть выгода от экспериментов на коллайдере? Для ученых — это проверка ряда гипотез об устройстве нашего мира. Одна из них — теория суперсимметрии. Согласно ей, для каждой известной частицы существует суперсимметричный партнер, который должен обладать очень тяжелой массой по сравнению с обычными частицами. Эта теория может обосновать наличие таинственной «темной» материи, которая существует и создает гравитацию и на которую, как считают астрофизики, приходится более 95 процентов всего вещества во Вселенной. От любых достижений в науке польза, безусловно, проявляется. Например, предполагал ли Максвелл, изучавший электричество, что все люди на Земле будут пользоваться светом? А разработчики полупроводников — что на их основе будут созданы современные компьютеры и Всемирная сеть? Значимость научных экспериментов трудно переоценить. Однако я предполагаю, что инвесторы строительства и экспериментов на коллайдере нацелены на более конкретные результаты. Современные принципы теоретической математической физики допускают возможность путешествия во времени. Одна из допустимых моделей действующей машины времени — это пространственно-временной тоннель, ведущий в иное время или пространство. Если в результате экспериментов появится черная дыра, пусть даже микроскопических размеров, это сопоставимо с вероятностью формирования подобного тоннеля.
— Так что же такое коллайдер — потенциальные звездные врата или машина времени?
— Понятия пространства и времени неразделимы. По крайней мере, в теории относительности. Если вы хотите мгновенно преодолеть пространство, вам придется вмешаться в природу времени. Поскольку БАК призван, образно говоря, создать часть космоса на Земле, то с его помощью можно попробовать получить и часть этой темной энергии. Если коллайдер заработает в полную силу, он способен искривить пространство-время, чтобы оно замкнулось в кольцо. Подобное явление в теоретической физике называется замкнутой временной кривой. Оно теоретически допускает путешествия во времени. Если в результате столкновения частиц в тоннеле коллайдера исчезнет часть энергии, это подтвердит версию о существовании пространственно-временного тоннеля. Думаю, ученые ЦЕРН с нетерпением ждут этого исчезновения. Правда, некоторые скептики отвергают такую возможность. Ведь за все время работы коллайдера таких аномалий еще не обнаружили. Хотя и в полную силу БАК пока еще не работал. Возможно и то, что некоторые результаты от общественности скрывают.

На планете «Глис 581» скоро начнут раскупать участки

— Стоит ли опасаться последствий возможного образования черной дыры?
— Трудно сказать. Ученые, непосредственно работающие над проектом, заверяют, что это надуманные опасения. Но мне интересно, откуда они сами знают, опасно это или нет, если природу темной материи только начали изучать? Вообще работа экспериментаторов сводится к простой формуле: мы попытаемся нечто получить и увидеть, а потом попробуем понять, что это значит.
— Более двух миллионов человек уже являются хозяевами недвижимости на Луне. Можно ли ожидать, что в ближайшее время начнется ажиотаж на покупку участков на «Глис 581»?
— Наверное, этот вопрос не ко мне… Но если подтвердится, что на этой планете действительно есть кислород, вода, пища и она бесхозная, я бы приобрел себе несколько соток по разумной цене (смеется). Вдруг мои потомки захотят туда переехать. Тем более что наша планета настолько замусорена и радиоактивна, что скоро станет непригодна для жизни и репродукции.

Беседовал Денис СИМОНЕНКО "Крымский ТелеграфЪ"