Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Археология знания
Логин Пароль

Ас шоссейных трасс

Ас шоссейных трассМолодой читатель «КТ», увлекающийся спортом, вряд ли может представить, что двадцать лет назад в Советском Союзе «меккой» велоспорта на треке считалась Тула, а «меккой» велоспорта на шоссе был Крым. Именно в нашем южном крае воспитывались таланты, становившиеся асами шоссейных трасс. Они побеждали на чемпионатах мира, на популярнейшей велогонке Мира, проходившей по территории братских стран: Польши, ГДР, Чехословакии, — становились чемпионами страны. В отличие от нынешних дней, когда в Крыму «засуха» на велосипедные таланты, тогда можно было назвать с десяток имен этих признанных в стране и за рубежом мастеров, и первым в этом списке значился воспитанник симферопольской школы велоспорта, заслуженный мастер спорта СССР Анатолий Черепович.


Парень от станка
     После окончания семилетки Толя, по уличной кличке Нос, стал работать учеником бондаря на Симферопольском консервном заводе имени 1 Мая. Надо было помогать маме Елизавете Ильиничне, оставшейся одной с двумя сыновьями. На заводе он познакомился с мастером спорта велогонщиком Василием Клименко, убедившим паренька, никогда всерьез не увлекавшегося спортом, кроме футбола (жил-то в Симферополе, на улице Футболистов), что его призвание — велоспорт. И в качестве аванса будущих побед презентовал ему новенький «ХВЗ», бывший в начале 50-х годов пределом мечтаний каждого послевоенного пацана.
     Вот так Анатолий Черепович стал полноправным членом велосекции спортобщества «Пищевик», где его наставниками стали Клименко и лучший крымский велогонщик того времени, художник по профессии, мастер спорта Николай Божко. Они учили Толика всем тонкостям гонок: «ездить на колесе», вырабатывать правильную посадку в седле, легко педалировать двухколесную «машину».
     После изнурительных тренировок, вечерами он посещал уроки в школе рабочей молодежи, чтобы получить аттестат зрелости. Те годы были трудными. Велосипедный спорт по существу только начинал развиваться в стране после военного лихолетья, и, конечно же, «пищевикам» не хватало самых необходимых вещей: колес, спиц, велотрубок. Нередко Толя, сломав обод колеса или проколов велотрубку во время тренировок, домой возвращался пешком, неся на плече велосипед. Но он уже был одержим мечтой стать асом шоссейных трасс. И его ничто не пугало.
     Настало время, когда все газеты Украины на протяжении восьми дней беспрерывно писали о 18-летнем рабочем, перворазряднике Анатолии Череповиче. В те дни проводилась многодневная гонка по маршруту Киев — Симферополь — Киев. И что ни финиш этапа, победителем становился наш Череп (такая кличка утвердилась за симферопольцем в велосипедных кругах и сопровождала его в течение всей карьеры гонщика). Домой из столицы Украины Толя вернулся мастером спорта. Скромный, застенчивый, как и все крупные люди, добрый и внимательный парень, он даже во сне не видел, что следующий, 1955 год станет для него звездным.


«Волшебник» Заяев
     Читателям «КТ» хорошо знакомо имя заслуженного тренера Украины Анатолия Заяева, приведшего футболистов «Таврии» к титулу первого чемпиона независимой Украины в 1992 г. Так вот, в те годы, когда его тезка Черепович начинал карьеру в большом велоспорте, Анатолий Николаевич возглавлял культурную и спортивную работу на мясокомбинате. Узнав, что у них в «Пищевике» подрастает талантливый гонщик, он пришел к директору комбината и в «красках» расписал ему, что вот-вот Толик станет чемпионом СССР и обязательно поедет на Олимпийские игры в далекий Мельбурн. Все это он придумал для того, чтобы директор поставил Череповича на «довольствие» в футбольную команду комбината, где наградой за победу полагался «гонорар» в виде мяса, колбасы и ежедневного обеда стоимостью в сорок копеек (!!) Для растущего организма парня из малообеспеченной семьи это была огромная поддержка. Ведь новый рабочий мясокомбината был включен в сборную ЦС ДСО «Пищевик», которая на крымских трассах готовилась к V Всесоюзной велогонке по маршруту Москва — Минск — Киев – Харьков — Москва. Юному чемпиону Украины впервые предстояло проехать свыше двух тысяч километров. Он не только помог команде войти в шестерку сильнейших в стране, но и стал победителем пятого этапа из Минска в Бобруйск (214 км).
     Прошло всего два месяца, и в октябре все лучшие гонщики страны съехались в Нальчик, чтобы здесь, в горах разыграть звание чемпиона Советского Союза в гонке на 200 км. Когда лидирующая группа, в ней было около тридцати гонщиков, на сумасшедшей скорости накатила на белую черту финиша, из нее за метр до конца дистанции вырвался мало кому известный парень в майке «Пищевика». Это был наш Череп! Впервые симферополец стал сильнейшим в стране, был увенчан золотой медалью и получил приглашение в ряды олимпийской сборной страны.
     Ну, скажите, уважаемые читатели, не волшебник ли Анатолий Николаевич Заяев, который еще за полтора года до этого «нарисовал» директору Симферопольского мясокомбината блестящее будущее подсобного рабочего убойного цеха.


По странам и континентам
     Пришло время стать солдатом. Рядовой Анатолий Черепович стал служить в «велоконюшне» ЦСКА (так гонщики шутя называли сборную армии, постоянно служившую в Москве). Здесь симферополец познакомился и подружился на всю жизнь с парнем из Калинина Витей Капитоновым, хотя на шоссе они много раз становились непримиримыми соперниками. Многолетний тренер сборной СССР Леонид Шелешнев начал делать ставку на этих ребят, и первым оправдал его надежды Черепович. Впервые поехав на чемпионат мира в Копенгаген, он показал одинаковое время в групповой гонке на 194,4 км с новым чемпионом голландцем Филиппом Манном, но фотофиниш определил для дебютанта четырнадцатое место. А затем была незабываемая поездка на полмесяца в Австралию, на Игры XVI Олимпиады, где в свои 20 лет Толя облачился в супермодный белый пиджак и голубые брюки — форму олимпийца Советского Союза. Только недостаток опыта не позволил ему удержаться в «головке» в групповой гонке на 187 км. А ведь за три километра до конца дистанции он ехал рядом со ставшим олимпийским чемпионом итальянцем Эрколе Бальдини. Но когда тот рванулся вперед, Анатолий не «сел ему на колесо», не поверив в то, что можно уехать от соперников. А Бальдини рискнул — и на финише, как говорится, пил шампанское. Симферопольский «москвич» финишировал пятнадцатым, а его дружок Капитонов занял лишь 32-е место.
      Но спустя четыре года, в тающем от пекла Вечном городе, как называют столицу Италии Рим, Витя стал олимпийским чемпионом в групповой и «бронзовым» в командной гонке на шоссе. А Черепович не поехал на свою вторую Олимпиаду, упустив возможность пробиться в призеры Игр, в той же командной гонке. Ведь перелом ключицы в многодневке по Египту, где он, выиграв два этапа подряд, надел на себя желтую майку лидера, показали его блестящую готовность к Риму. Но, как говорится, не срослось.
     Свыше десяти лет выпускник института физкультуры им. П. Лесгафта, офицер Советской Армии Анатолий Черепович входил в сборную СССР в гонках на шоссе. Пять раз становился чемпионом страны в групповых и командных состязаниях, трижды выигрывал Кубок СССР. Вместе со своим закадычным другом Виктором Капитоновым он завоевал на тульском треке «золото» в парной гонке на первенстве страны, а на треке Стадиона юных пионеров в Москве они стали чемпионами столицы в гонке на тандеме. Много раз воспитанник скромного симферопольского тренера Василия Клименко выступал на чемпионатах мира в Дании, Бельгии, Швейцарии, Италии, Англии, Франции, Аргентине, США. Но, пожалуй, наибольшую славу нашему земляку принесла велогонка Мира, в которой он стартовал пять раз и трижды становился чемпионом в командном зачете. Анатолий — единственный гонщик, в честь которого были установлены мемориальные доски на трех крупнейших стадионах Германии, Польши, Чехословакии, где крымский парень выигрывал этапы в 1957, 1962 и 1963 гг. Ай да Нос с улицы Футболистов!


Смерть на колесах
    В тридцать лет закончив выступления на шоссе и треке, Анатолий Леонтьевич стал старшим тренером велогонщиков ЦСКА, а затем вместе с Капитоновым тренировал молодежную, а спустя несколько лет — национальную сборную СССР. Он женился на очаровательной москвичке Тамаре, у них в красивой и благоустроенной столичной квартире подрастала дочь Лена. И вдруг печальная весть потрясла велосипедный мир: на тридцать пятом году жизни погиб в автомобильной катастрофе майор Советской Армии, заслуженный мастер спорта Анатолий Черепович. 
     …На улицах Каунаса проходила групповая гонка чемпионата СССР, за которой из автомобиля наблюдал тренер сборной страны. На одном из крутых поворотов машину резко занесло, и она перевернулась. Никто из сидевших в салоне не пострадал, отделались ссадинами и ушибами. И только герой пяти победных этапов велогонок Мира от удара в висок скончался мгновенно. Анатолий навсегда оставил о себе память как о талантливом гонщике, способном тренере, пользовавшемся любовью и имеющем непререкаемый авторитет среди друзей, учеников и всех, кто знал этого честного, спокойного, смелого человека.


Дмитрий ПОЛЕЖАЕВ "Крымский ТелеграфЪ"
фото архив "Крымский ТелеграфЪ"


материал опубликован в "КТ" № 141 от 29 июля 2011 год

Еще статьи:
Просмотров: 3778 |   Комментарии (0) Дата публикации: 31-07-2011

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп

Праздники

   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2016 (11)
Ноябрь 2016 (90)
Октябрь 2016 (97)
Сентябрь 2016 (94)
Август 2016 (104)
Июль 2016 (95)