Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Лидеры личных революций

Мужчина, борясь с системой, играет в стратегию, а женщина затевает своеобразный капитальный ремонт

Создатели чужих миров и разрушительницы своих

22 апреля родился главный российский революционер — Ленин. Сегодня можно спорить о его личных качествах и о его роли в истории, но и тогда, при его жизни, и сейчас, когда минуло почти сто лет со дня его смерти, бесспорным остаётся одно обстоятельство: свою игру он выиграл. Этот человек — ярчайший пример революционера с мужским началом, для которого идеи нечто живое, а люди лишь средство для их воплощения. Всеобщее благо для будущих поколений через всеобщие трудности дня сегодняшнего. Мужчинам всегда было увлекательно делать революцию.

Иное дело женщины. Сколько уже сказано-пересказано об их роли хранительницы домашнего очага. А тут революция! Но ведь если судить непредвзято, женщин-революционерок было отнюдь не мало. Возможно, не меньше, чем революционеров-мужчин. Однако по сей день их рассматривают, как исключение из правила, им, как «одному из интереснейших явлений в истории» и «социальному феномену», посвящают диссертационные исследования и философские трактаты. И всё это из-за того, что для женщин революция не является созиданием «во имя» и «для», для них это личные протест и месть за причинённые обиды.

Вера Засулич в кругу революционеров

Нравственно падшие

Интерес к женщинам-революционеркам в обществе возник с момента их появления, то есть приблизительно в середине XIX века. И к ним, само собой, отнеслись как к проблеме, достойной обсуждения. В увлекательной дискуссии по поводу поведения «нравственно падших» участвовали все великие умы эпохи: правительство, обыватели, историки, философы. Поскольку объектом внимания были «странные, но всё-таки женщины», ни государственные деятели, ни исследователи минувших цивилизаций и эпох не смогли проанализировать истоки, определить сущность проблемы и провести нужные аналогии. Поэтому первыми нелёгкий труд ковыряния в мозговых извилинах «иных» взяли на себя писатели. Наиболее детальный психологический портрет женщин, вовлечённых в революционное движение в эти годы, дал писатель Николай Лесков в своих романах «Никуда» и «На ножах». Так что же, по мнению Лескова, приводит женщин к революции? Личный духовный кризис и, как следствие, конфликт с действительностью.

Почему они стреляли?

В 1991 году исследователь Т. А. Богданова написала целую диссертацию, чтобы попытаться понять, почему Вера Засулич избрала путь революционерки-террористки. Наиболее интересным в этом научном исследовании является обращение исследователя к эмоциональным переживаниям маленькой Веры по поводу перспектив её будущего: «В 15 лет, расставшись с верой в бога, она обратилась к мыслям об устроении своей будущей жизни на земле. Отвращение, испытываемое к положению гувернантки, которое сулили сложившиеся общественные условия, заставляло её жадно ловить всё, что говорило о возможности иного будущего, иной жизни». Вот так. Стрелять в других женщину побудило, прежде всего, беспокойство по поводу собственного будущего. Что ж, женщина в той мере зла, в коей несчастна. И ничего общественного...

Грехи, дамы и ферменты

Наверное, нет ничего странного в том, что по сей день темы «женщина в революции» и «революция в женщине» являются эдакой клубничкой для графоманов журналистики и словоблудов науки. Чему же тут удивляться, если не так давно, каких-то сто с небольшим лет назад, философы в своих трудах обосновывали новую идею: «Женщина тоже человек». Философ В. В. Розанов, к примеру, писал: «В безграмотные времена женщина — это „грех“; в культурные времена — это „дама“. Между тем в обоих случаях это ложь, а истина в том, что она человек»! Но человек всё же иной, совершенно отличный от человека-мужчины, более чуткий, склонный вбирать в себя трагичность эпохи и идти вслед за ощущениями на костёр.

О переломных моментах истории принято говорить: «Революции делают романтики, а их плодами пользуются проходимцы». Женщины почему-то более склонны примерять на себя роль романтиков, даже при том, что за право именоваться этим красивым словцом приходится делать, а не пользоваться. За примерами далеко ходить не надо. Многие знают о великой, но печальной участи Жанны д ‘Арк.

Великий экономист и прагматик эпохи Карл Маркс говаривал: «Во всех великих общественных переворотах следует видеть женский фермент». И не напрасно, ведь, если женщина не хочет что-либо делать сама, она рождает идею и вручает её на воспитание мужчине со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Александра Коллонтай

Новая модель женственности

Александра Коллонтай (профессиональная революционерка, первая женщина-министр в истории, нарком государственного призрения в первом советском правительстве) уже не принадлежала к тем женщинам, у которых конфликт с действительностью породил некий духовный кризис или беспокойство за собственное будущее. Она чётко представляла, до какой степени должно перестроить эту самую действительность, чтобы её личный конфликт с ней был минимизирован. Ещё в 1913 году, увлечённая эмансипационными идеями, она представила обществу портрет женщины нового типа: «внешне независимой и внутренне свободной».

Евгения ПРИЙМАК
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 376 от 22 апреля 2016 года

Еще статьи:
Просмотров: 2177 |   Комментарии (0) Дата публикации: 24-04-2016

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Апрель 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Июль 2019 (51)
Июнь 2019 (84)
Май 2019 (68)
Апрель 2019 (87)
Март 2019 (92)
Февраль 2019 (79)