Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Письмо Деду Морозу
Логин Пароль

Открыто, прозрачно или коррупционно опасно?

Открытый вопрос: как заставить работать на заведомо убыточных маршрутах?

Как проводили конкурс на перевозку пас­сажиров

Новый закон о борьбе с коррупцией вынудил чиновников приоткрыть перед обычными гражданами свою деятельность. Очередное заседание Республиканского конкурсного комитета по определению пассажирских перевозчиков на автобусных маршрутах общего пользования в Крыму попытались представить максимально открытым. Насколько это удалось и что беспокоит крымских перевозчиков, выяснял еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».

Чертова дюжина

На участие в конкурсе подали заявки 18 перевозчиков для работы на 28 объектах. Безусловно, никто не намеревался захватить сразу все объекты — у каждого перевозчика свое выбранное направление. К тому моменту как конкурс стартовал, три предприятия по перевозке пассажиров сняли свои кандидатуры (причины отказа нам не назвали), еще два предприятия: ООО «СимТрансСервис» и ООО «Симферопольская транспортная компания» — выбыли уже во время проведения конкурса. Как пояснил нам глава Рескомитета по транспорту и связи Николай Черевков, эти два перевозчика не соблюли нормы по охране труда. В частности, в поданных ими документах значится, что водители работают на рейсах больше часов, чем положено по закону. Признаться, даже удивительно, что столь солидные перевозчики не открыли законодательный документ и проиграли «битву», даже не начав ее.

Желающих работать на крымских мар­шрутах в итоге осталось 13, что, впрочем, неудивительно. Ведь в этот раз, как рассказал Черевков, на конкурс было выставлено множество социальных маршрутов (автобусы должны ходить между административным центром района и селами), и было понятно, что значительная часть маршрутов убыточна, так как крайне плохо поступает дотация из бюджетов. К примеру, только в Сакском районе 19 тысяч пенсионеров — потенциальные льготники! Как поведал нам один из перевозчиков, ему государство задолжало за перевозку пассажиров льготных категорий 1400 тысяч гривен, а получил он постфактум — 12 тысяч. В итоге в разгар конкурса стало ясно, что часть социальных маршрутов оказалась невостребованной перевозчиками. Это такие направления: Абрикосовка — Симферополь, Абрикосовка — Саки, Рыбачье — Симферополь, Рыбачье — Алушта, Донское — Симферополь, Орджоникидзе — Феодосия и др.

Но не только недостаточная дотация беспокоит перевозчиков, удивляются и одновременно возмущаются они вводимыми ноу-хау. Так, до конца года всех перевозчиков обязывают установить на автобусы GPS-навигаторы, а с этого лета им предстоит монтировать тахографы. С помощью тахографа на бумаге или в электронном виде фиксируются данные о скорости транспортного средства, его пробеге и времени, проведенном водителем за рулем. Обойдется новая техника около $1–1,5 тысячи на один автобус, поэтому перевозчики не исключают, что им придется свести свой автопарк до минимума. Вообще, считают перевозчики, такими новшествами, как тахографы и навигаторы, не должны заниматься заказчики — совминовские чиновники, каждый владелец транспортного средства должен сам решить, нужны ему новаторские «игрушки» или нет. По их словам, куда важнее заняться рассмот­рением экономически обоснованных тарифов на перевозки. Как отмечают владельцы автобусов, из-за льготников они терпят колоссальные убытки, поэтому цену проезда не мешало бы повысить: сделать для всех перевозчиков не менее 32 копеек за километр пробега (сейчас, напомним, стоимость составляет 22 копейки).

Кстати, владельцы автобусов уверены, что после того, как на всем транспорте установят тахографы и GPS-навигаторы, будут создаваться центры для контроля за перевозчиками. И последним придется «содержать» уже не только льготников, но и новые центры.

Можно и в суд

С прошлого года в Крыму перевозчиков стали выбирать не голым голосованием, а по балльной системе. Так, если на один маршрут выставляется несколько претендентов, то победителем станет тот, кто наберет наибольшее количество баллов: они начисляются за годы работы, за возраст техники, за наличие механиков и др. Некоторые считают, что такое новшество устранит коррупционную составляющую, другие уверены, что конкурс как проплачивался раньше, так и продолжает проплачиваться. Первым о возможных нарушениях заговорил во время конкурса представитель СБУ Юрий Зацный:

«Проведенные ранее конкурсы показали, что подход не совсем одинаковый к претендентам: одних претендентов снимали за отдельные нарушения, других — за такие же нарушения допускали к участию в конкурсе, определяли победителями конкурса».

Сотрудник СБУ, присутствовавший при проведении конкурса в качестве независимого наблюдателя, посоветовал членам конкурсной комиссии не только впредь строго соблюдать постановление Кабинета министров Украины № 1081, четко регулирующее критерии, по которым отбирается автоперевозчик, но и нести персональную ответственность за голосование при начислении баллов. То есть ввести поименное голосование, а не принимать решение общим подсчетом голосов. По словам представителя СБУ, такой подход к голосованию сделает его крайне открытым и прозрачным и поможет в правовой оценке, если будут выявлены нарушения конкурсного законодательства, так как здесь предусмот­рена административная, дисциплинарная и даже уголовная ответственность. Проблема в том, что у нас не предусмотрена коллективная ответственность, поэтому орган, который голосует не поименно, нельзя призвать к серьезной ответственности, чем, впрочем, довольно часто и пользуются наши чиновники.

И, видим, не упустили случая воспользоваться этим и члены конкурсного комитета. Кстати, первый заместитель главы Рескомтранспорта и связи Иван Ванханен так и заявил, что открытого поименного голосования «не будет никогда».

Балльная система голосования несовершенна и периодически дает сбой — уверены перевозчики. По их словам, яркий пример можно привести по поводу вышеизложенного конкурса. На маршруте Нижнегорск — Севастополь с разницей всего в четыре балла «ФЛП Литвинов» победил «ФЛП Булгадарян», и это при том, что Литвинов работал на этом направлении 10 лет, тянул на себе семь убыточных социальных маршрутов в регионе, да еще и имеет новые автобусы, тогда как у его соперника технике 24 года! А главное — техническая база у Булгадаряна находится в Чистеньком под Симферополем, а это 100 км от начала маршрута, Нижнегорска, а у Литвинова техбаза в двухстах метрах от автостанции.

 

Иван Ванханен, первый заместитель главы Рескомтранспорта и связи АРК:

«Претендент заявил, что сумеет качественно обслуживать этот маршрут, стартуя с Нижнегорска».

Довольно сложно представить себе, что перевозчик будет с утра гнать машину за 100 км и вечером отправлять обратно. Как считают перевозчики (они не пожелали назвать свои фамилии, чтобы при проведении последующих конкурсов им не «вставили палки в колеса»), все сведется к тому, что победитель конкурса возьмет под свою эгиду «левый» автобус с водителем поближе к Нижнегорску.

О том, что машина будет отстаиваться на базе, уверены перевозчики, речи быть не может — в Симферополь гнать долго и накладно, а в Нижнегорске техбаза только у Литвинова. Вообще, считают авто­владельцы, симферопольский перевозчик победил неспроста: якобы он «оплатил» свой маршрут заранее. Ведь направление Севастополя славится своей рентабельностью — кроме севастопольского, все направления считаются убыточными.

Однако, как сообщил нам источник, вхожий в конкурсную комиссию, ранее и впрямь маршруты якобы можно было запросто купить — паспорт маршрута стоил $20 тысяч, но после ввода балльной системы процедура «покупки-продажи» якобы значительно усложнилась. И те, кто по старинке проплатил свой маршрут, по словам источника, вроде бы пролетел на всех конкурсах, как фанера над Парижем. Наш собеседник признался, что некотые маршруты на последних конкурсах были проплачены, «отдельные люди» взяли деньги, но победителями в итоге стали совсем иные перевозчики. С баллами теперь, дескать, не поспоришь — они выставляются четко за каждый «плюс» предприятия. Баллы баллами, деньги-то уплачены. Уговор дороже денег, и те, кто кидает, будут наказаны.

А еще источник поведал нам, что база данных по перевозчикам, а также аудио- и видеоматериалы конкурсов хранятся в Рескомтранспорте до пяти лет, и если перевозчик не согласен с проигрышем, то может запросто обратиться в суд.

Так или иначе, но до прозрачности в проведении подобных конкурсов еще, мягко говоря, далековато.

 

Маргоша ЗУБОВА
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 181 от 18 мая 2012 год

Еще статьи:
Просмотров: 2741 |   Комментарии (0) Дата публикации: 22-05-2012

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2016 (31)
Ноябрь 2016 (90)
Октябрь 2016 (97)
Сентябрь 2016 (94)
Август 2016 (104)
Июль 2016 (95)