
Самый скандальный, а для некоторых и самый фатальный — по интенсивности и агрессивности предвыборная борьба в избирательном округе № 2 превосходит все остальные крымские округа, вместе взятые. С чем это связано, выяснял еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Избирательный округ № 2
Границы округа: Киевский район Симферополя, часть Симферопольского района
Центр округа: Симферополь, здание Киевского райсовета
Количество избирательных участков: 98
Число избирателей: 150 497 человек
Конкурс на мандат: 20 претендентов
О поле боя
Границы избирательного округа № 2 охватывают Киевский район крымской столицы, а также некоторые окрестные села Симферопольского района. На прошлых выборах в эти границы входила еще и часть северных пригородов, однако накануне выборов они (наряду с Судаком, Белогорским, Советским и Нижнегорским районами) неожиданно оказались в пределах округа № 8.
По утверждениям некоторых экспертов, такое странное обособление этого региона было вызвано социологическими данными, согласно которым в этих селах узнаваемость Льва Миримского оказалась слишком высокой. А он уже тогда не скрывал своих намерений баллотироваться по округу, где трижды становился народным депутатом Украины. Поэтому, вероятнее всего, перераспределение нескольких сел в границы другого округа было продиктовано чьим-то желанием сократить число симпатиков этого политика.
Основная проблематика округа — состояние инфраструктуры. В некоторых селах последний ремонт дорог проводился еще при Советском Союзе. В аварийном состоянии дома культуры, сельские амбулатории, детские сады и школы. Особая специфика региона — большое количество мест компактного проживания крымских татар, многие из которых лишены нормальных бытовых условий: нет освещения, дорог, водоснабжения, не налажено нормальное транспортное сообщение.
В самом городе нерешенных вопросов тоже предостаточно — слабая работа коммунальных служб, низкое качество водоснабжения, плохое состояние жилого фонда и многие другие. Особняком у жителей «двойки» стоит вопрос о городской свалке, которая не только оказалась в черте города, не только переполнена отходами, но и периодически горит, добавляя нагрузку на экологическую систему, и без того перегруженную многочисленными факторами, характерными для больших городов.
Рецепт успеха
Электоральная активность в крымской столице одна из самых низких по Крыму. А заработать симпатии переборчивых симферопольских избирателей стоит в разы дороже, чем получить поддержку в любом другом регионе полуострова.
Поэтому, говоря об оптимальной кампании для второго округа, особый акцент стоило бы сделать на работе с сельским населением, гораздо менее избалованным политическим вниманием накануне выборов. Хорошая работа с пригородами может в результате дать столько же голосов, сколько и Киевский район столицы.
Это не значит, что в самом городе вести работу не придется. Просто, в отличие от сел, тут меньше целесообразности тратить усилия на точечную работу — гораздо эффективнее сработает безадресная агитация в средствах массовой информации, на билбордах и в палатках, установленных в многолюдных местах Симферополя.
Окружные курьезы
Накануне своего демарша по блокированию работы окружной комиссии Лев Миримский поспорил с депутатом крымского парламента Рустамом Темиргалиевым на десять тысяч долларов, что именно он выиграет выборы во втором округе. О том, что Миримский контролирует половину состава окружных комиссий и собирается выкинуть такой фокус, Темиргалиев, надо полагать, не ведал, а по рейтингам оба кандидата за месяц до выборов имели приблизительно одинаковую поддержку. Говорят, на такой спор повелся не один лишь Темиргалиев и благодаря этому Миримскому удалось вернуть некоторую часть затрат на избирательную кампанию.
В начале осени один из технических кандидатов, Павел Золотарев, обнародовал обращение к правоохранителям с просьбой защитить его от представителей партии власти, которые якобы наняли его за пятьдесят тысяч долларов для борьбы с Миримским. Сам Золотарев впоследствии опроверг эту информацию. Вероятнее всего, за него такое обращение разослали те взломщики сайта, которые несколькими днями позже выложили всю переписку по планированию черной избирательной кампании. Однако, говорят, это не избавило Золотарева от проблем — в переписке он жаловался, что денег дают мало, и высказывал планы прибегнуть к политическому шантажу своих заказчиков. Видимо, убедить их, что это происки оппонентов, а не запланированный шантаж, не удалось — Золотарев плавно исчез с политической сцены Крыма.

Кто первый
До последнего времени округ № 2 оставался самым конфликтным и непредсказуемым из-за политического противостояния владельца завода «Фиолент» Александра Баталина и лидера партии «Союз» Льва Миримского, многократного выдвиженца от этого же второго округа. За Баталиным стоял весь ресурс партии власти, за Миримским — его собственный ресурс, мало в чем уступающий, а по некоторым вопросам и превосходящий тот, которым располагали его оппоненты.
Первые искры грядущего сражения посыпались еще в апреле — более чем за полгода до выборов. Тогда одна из крымских газет разразилась целым циклом компрометирующих публикаций, изобличающих коммерческие и политические схемы Миримского. Правда, потом вышла осечка — как уже было сказано выше, ресурсы у кандидата значительные и судебная сфера не оказалась исключением. Суд признал слив компромата оскорбляющим честь и достоинство истца и обязал опубликовать опровержение.
Тем временем оба кандидата к майским праздникам уже развернули активную политическую деятельность. Баталин в основном встречался с партактивом, нередко используя для этого школы и другие заведения коммунальной собственности. Он ведь еще к тому времени не стал кандидатом, так что имел все основания смело пользоваться админресурсом.
Миримский с партактивом не встречался за неимением последнего — в связи с тем, что в межвыборные периоды партия «Союз» ведет очень ограниченную работу, большому числу постоянных сторонников взяться просто неоткуда. Поэтому Миримский сосредоточился на работе с местными жителями, развернув широкую кампанию непрямого подкупа со строительством детских площадок и раздачей велосипедов. За месяц до выборов, правда, признался, что подкуп вынужден прекратить, дабы не слететь с предвыборной гонки.
С момента выдвижения кандидатов разворачивается уже настоящая драка. Первыми наносят удар регионалы через технических кандидатов, основная задача которых — «мочить» Миримского. «Леона-киллера» требуют вышвырнуть вон из Крыма, объявляют бандитом и устраивают в отношении него массовые акции. В это же время по городу начинается массовая расклейка листовок с компроматом на него.
С ответом Миримский замешкался ненадолго. Практически сразу по Симферополю началось симметричное расклеивание плакатов с емким слоганом «Баталин врет». Аналогичный мессидж в качестве заставки стала использовать Черноморская телерадиокомпания в прайм-тайм. В интернете разворачивается медиаскандал с обнародованием переписки между техническими кандидатами, которые предлагают нанимателям «закрыть Миримского до самых выборов».
Затем на политическое поле боя выходит обиженный регионалами кандидат Александр Черноморов, который резко критикует партию за сделанную ставку на Баталина и аргументированно объясняет, в чем была ошибочность выбора именно этой кандидатуры. Скорее всего, никто бы Черноморова и не услышал, если бы газету «Крымский регион», очень похожую на газету ПР «Регион Крым», но с карикатурами и компроматом на Баталина, не стали активно раздавать в палатках Миримского.
Тем временем на агитационных мероприятиях с обеих сторон активно используются провокаторы, срывающие встречи с избирателями. Допускают просчеты и сами кандидаты. Так, например, на открытии очередной площадки «от Миримского» среди довольных штабистов и детворы можно было встретить даму в полупрозрачном платье. Ее роль на этом мероприятии, надо полагать, сводилась к формированию позитивного имиджа кандидата у отцов тех детей, которые пришли на новые качели-карусели.
А по всем возможным каналам коммуникации тем временем крутят ролик о встрече Баталина с избирателями, где местная «гопота» обещает неизвестному оператору, что «после того, как движуха закончится, ему с района не уйти». И надо ж было после этого Баталину к ним подойти, пожать руки и чуть не в камеру заявить: «Спасибо, пацаны, вы лучшие».
Накал страстей достиг апогея в конце сентября, когда пришло время формировать участковые комиссии. Тут вдруг неожиданно выяснилось, что окружная комиссия, которая обеспечивает организацию выборов на втором округе, наполовину оказалась сформированной из людей Миримского — от брата начальника штаба до личного телохранителя кандидата.
Естественно, так сложилось не случайно, и не использовать такой козырь Миримский не мог — накануне подписания протокола о формировании участковых комиссий окружком просто не собрался. Скандал получился колоссальный. Особенно обрадовались международные наблюдатели, у которых стояли задачи выявлять как можно больше грубых нарушений.
Практически сразу появилась информация о том, что люди Миримского составляют половину окружкома не только во втором округе, а почти по всей Украине. В некоторых западных областях половина окружкомов сформированы из крымчан.
И через несколько дней после этого Баталин вдруг снял свою кандидатуру с избирательной гонки. Большинство экспертов сходятся во мнении, что причиной стало отнюдь не состояние здоровья кандидата, а договоренности Миримского о том, что он не станет больше повторять фокус, показанный во втором округе, тем более в день голосования, да еще в масштабах всей страны.
Битва титанов потеряла первоначальный накал. Других серьезных конкурентов во втором округе не наблюдается, и уже сейчас можно прогнозировать, что Миримский будет признан победителем с большим отрывом от остальных кандидатов.
На вторых ролях
К числу вероятных противников Миримского можно отнести Степана Кискина от Коммунистической партии Украины. Политсила, которую он представляет, пользуется определенной поддержкой в крымской столице.
Всерьез рассчитывать на успех представителей оппозиции в лице экзотической Абибы Сидоровой от «Батькивщины» или Юрия Калюбина от УДАРа, по всей видимости, могут лишь идейные оптимисты: первую знают разве что участники многочисленных самозахватов, второго — менеджеры и продавцы компании АИС.
Возможно, будь штабы политических сил, которые представляют эти кандидаты, поорганизованней и поактивней, ситуация была бы абсолютно иной. Многих избирателей не устраивают имеющиеся кандидаты, и они бы с удовольствием отдали голос за альтернативу, которой во втором округе предложить им никто так и не смог.
Дело техники
По использованию технических кандидатов округ № 2 стал передовиком. Не в плане их количества, а по широте применения. Именно тут впервые была опробована практика чистого информационного киллерства, когда технический кандидат выдвигается исключительно с целью «мочилова» политических конкурентов.
Против Миримского активно работали «импортированные» из других регионов Украины Сергей Куценко и Павел Золотарев, а Баталина активно «мочил» местный кандидат Александр Черноморов, который, кстати, снял свою кандидатуру почти сразу же после отказа Баталина участвовать в выборах.
Еще одним «функционалом» применения технических кандидатов стало их использование для политического раскола в стане противника. Самовыдвижение городского депутата Анатолия Петрова, по сути, лишило Миримского определенной части сторонников, которые больше ассоциировали «Союз» с работой Петрова, нежели самого Миримского.
P. S. Использование админресурса, территория «сбитых летчиков», нереализованных политических амбиций... О том, в каком составе к выборам пришел избирательный округ № 1, читайте в следующем номере газеты «Крымский ТелеграфЪ».