Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Археология знания
Логин Пароль

Анонимки – в законе

Помогут ли прокурорским анонимные заявления в раскрытии преступлений

Очередной революционный прорыв в законодательстве Украины почему-то остался незамеченным ни правозащитниками, ни профессиональными юристами, а ведь есть что обсудить. Оказывается, еще в начале декабря Генеральная прокуратура Украины внесла изменения и дополнения в инструкцию о порядке рассмотрения обращений граждан, которые позволяют рассматривать заявления и без подписи «докладчика», то есть анонимки.

Доносы «по секрету»

Практически во всех законодательствах мира анонимные сообщения официально не рассматриваются. Да и во времена СССР с его вроде как тотальным контролем за жизнью своих граждан письма без подписи автора во внимание не брались. В независимой Украине, согласно закону об обращениях граждан, анонимки также вне закона. Согласно статье 5 этого документа, «в обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина» и так далее. К тому же в конце статьи указано, что «обращение, оформленное без соблюдения этих требований, возвращается заявителю (?!) с соответствующими разъяснениями». Понятное дело, что возвращать «неверно оформленные» заявления и обращения чиновникам крайне удобно — они, в частности и сотрудники прокуратуры, никак не укладываются в сроки, отведенные на рассмотрение в том числе подписанных заявителем жалоб. Но, с другой стороны, есть немало полуздоровых на голову граждан, которые буквально терроризируют сво­ими многочисленными «обращениями» различные госструктуры (в том числе и правоохранительные), донося на всех и вся, но не подписываясь, чтобы не попасть на койку психстационара.

Но если взять неофициальную сторону вопроса об анонимных сообщениях, то сколько бы ни отнекивались от них сотрудники силовых ведомств, проверка доносов является одной из составляющих их успешной работы в раскрытии преступлений. Если, конечно, сегодня эту работу можно назвать успешной. Во-первых, телефонные звонки со всевозможными сообщениями об угрозах взрывов, несмотря на то что их авторы не представляются, милиция все равно подвергает проверке. И только потом ищет анонима. Во-вторых, при проведении оперативной работы по тому или иному преступлению правоохранители в первую очередь проверяют именно анонимную информацию, так как «рассказчик» может просто бояться назвать себя, чтобы избежать любого давления со стороны возможных преступников. Кроме того, если учесть коррупционные связи в правоохранительных органах, можно понять заявителя, который не рискует ставить свою фамилию на заявлении о возможном преступлении или правонарушении — даже самый сознательный гражданин опасается того, что сотрудники органов сообщат его обидчику: на тебя «настучали». Так что неузаконенные пока анонимки рассматриваются согласно Закону «Об оперативно-розыскной деятельности», который хотя и нарушает в некоторых своих положениях другие законы и подзаконные акты, но успешно применяется в милицейской практике.

Боятся указывать свои фамилии и граждане, обратившиеся в прессу со своей проблемой, — мол, нам эта сомнительная слава не нужна. А согласно прокурорской инструкции, проверка по фактам, изложенным в прессе, проводится только при указании фамилии пострадавшего.

Теперь не «отмажутся»?

Но на днях Генпрокуратура Укра­ины несколько изменила свое отношение к «неустановленным» заявителям: в упомянутой нами прокурорской инструкции изменен пункт 2.5, как раз касающийся анонимных обращений. Теперь анонимные заявления, сообщения об уголовных правонарушениях в прокуратурах районного уровня передаются на доклад руководителю. А вот начальник должен лично решить (конечно, путем наложения резолюции), кому из правоохранителей «принимать меры». В крупных городах вместо начальника прокуратуры анонимки отправят также не в корзину для бумаг, а в «спецподразделения» по вопросам обращений граждан, которые и направят донос в соответствующие право­охранительные органы.

Мало того, теперь заявитель вовсе не обязан лично представлять необходимые для проверки документы, подтверждающие его правоту, — проверяющие сами возьмут объяснения от должностных лиц, на чьи действия жалуются заявители, и сами истребуют нужные документы. А вот по итогам проверки составляется докладная записка, и если в этой справке есть факты, имеющие состав преступления, возбуждается уголовное дело.

Обычно же многочисленные заявления граждан в вышестоящие инстанции на действия сотрудников подчиненных им органов этими «инстанциями» отправляются в адрес тех же чиновников, на которых заявители жалуются, со смехотворной припиской «для принятия решения». Может, эти нововведения, закрепленные в инструкции, все же заставят «вышестоящих» проверять действия своих закононепослушных подчиненных, а не давать им возможность «отмазаться».

 

 

Ядвига БОЛТОВСКАЯ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 214 от 11 января 2013 года

Еще статьи:
Просмотров: 2994 |   Комментарии (0) Дата публикации: 17-01-2013

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп

Праздники

   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2016 (9)
Ноябрь 2016 (90)
Октябрь 2016 (97)
Сентябрь 2016 (94)
Август 2016 (104)
Июль 2016 (95)