Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Археология знания
Логин Пароль

Техподдержка человеческих душ

А может, рассказать маме?..

До чего можно договориться с безликим психологом телефона доверия

Когда нет средств на профессионального психолога, а проконсультироваться или просто поговорить с кем-то надо, на помощь призвана прийти служба «телефон доверия». Вот только способен ли безликий голос на другом конце провода помочь по-настоящему в критической ситуации или, напротив, может все усугубить и привести к трагедии?

Домашняя драма

Поговорить о телефоне доверия мы решили после того, как в редакцию обратилась одна из постоянных читательниц газеты «Крымский ТелеграфЪ» — Людмила. В ее семье недавно случилась жуткая история. И женщина винит во всем симферопольский телефон доверия.

У Людмилы есть дочь, Марина, семнадцатилетняя школьница. Читательница была убеждена, что у девочки все хорошо и что отношения в семье доверительные, пока не нашла дочь в ванной с перерезанными венами. Марину и ее будущего ребенка врачам, к счастью, удалось спасти.

Оказалось, что неожиданная беременность и стала для девушки поводом, чтобы свести счеты с жизнью. Узнав о своем «интересном положении», Марина не решилась поделиться новостью с родителями. Подруги же посоветовали позвонить на телефон доверия. Именно так поступают герои западных телесериалов, оказавшись в кризисной ситуации. В итоге девушка стала звонить в службу почти каждый день. В течение двух недель. А потом неожиданно вскрыла вены. Узнав обо всем, Людмила винит сотрудников телефона доверия и даже собирается подать на них в суд.

Людмила, мать пострадавшей:

«Я слышала неоднократно, что в этой службе работают не профессиональные психологи, а волонтеры или студенты, которым нужно подработать. Какое они имеют право консультировать кого-то вообще? И тем более людей, находящихся в состоянии эмоционального кризиса. Сейчас знакомые рекомендуют мне подать в суд на консультантов телефона доверия. Ведь они мне чуть ребенка не убили».

Поможем, как можем

По какому именно номеру Марина получала консультации, ее мама, к сожалению, нам сказать не смогла. Сама девушка наотрез отказывается говорить о случившемся. В том числе, кстати, и с матерью.

Наведя справки, мы обнаружили, что в Симферополе, по сути, на данный момент работает всего один телефон доверия — при Крымском республиканском центре социальных служб для семьи, детей и молодежи. Так что первым делом за комментариями по поводу случившегося мы обратились к директору Центра Андрею Архангельскому.

Андрей Архангельский, директор Крымского республиканского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи:

«На данный момент, к сожалению, мы не располагаем ни специальным помещением, ни штатом консультантов, что необходимо иметь для полноценной и круглосуточной работы телефона доверия. Нет соответствующего финансирования. Но людям такая служба нужна. Обращения поступают. И потому у нас есть консультант, готовый оказать помощь по телефону с 9 до 18 часов. Звонки принимают исключительно специалисты — психологи и работники социальной службы, имеющие опыт в оказании психологической помощи и прошедшие специальную подготовку для работы с клиентом в телефонном режиме».

Оказалось, что работа с клиентами проводится по следующей схеме. Человек рассказывает специалисту суть сложившейся ситуации. Консультант предлагает ему прийти в Центр для дальнейших консультаций или встречи с конкретным специалистом, который может помочь в решении проблемы. Но, как в случае с Мариной, он не имеет права разглашать какие-либо данные о позвонившем. Даже если понимает, что имеется опасность суицида.

Андрей Архангельский:

«Безусловно, социальная служба не может дать никаких гарантий ни позвонившему, ни его близким, если что-то случится. Даже ведущие психологи и психиатры убеждены, что профилактика суицида бесполезна. Социальный работник, согласно должностной инструкции, не несет ответственности за действия человека после консультации. Его задача — выслушать клиента, дать ему понять, что проблема решаема, и предложить конкретные способы ее решения. Любые советы личного характера исключены — для этого есть друзья-товарищи».

По ту сторону провода

Почему же даже длительная работа со специалистом (ведь Марина звонила на телефон доверия не раз) не дала результатов, а, напротив, привела к кровавой развязке? И насколько вообще эффективны услуги невидимого психолога? Об этом мы спросили практикующих психологов.

Татьяна Скорых, практический психолог:

«Как правило, любой психолог в состоянии помочь своему клиенту, даже просто внимательно слушая его, сопереживая. Но нужно учитывать, что психологи, работающие на телефоне доверия, несколько ограничены в своей возможности помочь человеку, поскольку нет визуального контакта и сложно полноценно отследить реакцию клиента на терапию. Исключительно по голосу далеко не все­гда можно понять, насколько критическим является состояние человека».

Телефон доверия, поясняют психологи и социальные работники, изначально неправильно воспринимается большинством клиентов. Служба рассчитана на оказание экстренной помощи, а не предназначена для терапии. Полноценная психологическая помощь может быть оказана только лично, при непосредственном контакте с клиентом.

Татьяна Духовская, социальный психолог:

«Когда консультант телефона доверия понимает суицидальный настрой клиента, его основная задача — показать, что позвонивший сам может решить проблему. Но психолог — не волшебник, и несколькими консультациями, даже личными, не говоря уже о телефонных, он не сможет полноценно помочь клиенту».

Итого...

Получается, что родители девушки пытаются найти крайнего в лице социальной службы, чтобы переложить на нее ответственность за все семейные неурядицы. Причем чуть ли не вплоть до нежелательной беременности дочери. Хотя им, в силу такого развития событий, имело бы смысл не скандалить и искать виноватых, а переоценить отношения, сложившиеся внутри семейства. Как получилось, что девушка умудрилась забеременеть при наличии таких внимательных и заботливых родителей? Почему она не решилась рассказать о случившемся матери?

Хочется напомнить всем, что ни психологи, ни социальные работники не обязаны выполнять функции членов семьи. Они могут сориентировать потерявшегося по жизни подростка, но ответственность за его жизнь и будущее с родителей пока никто не снимал.

Елена ЮМАНОВА
Фото Е. Юманова
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 254 от 25 октября 2013 года

Еще статьи:
Просмотров: 1695 |   Комментарии (0) Дата публикации: 30-10-2013

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив

По номерам газеты

Апрель 2017 (79)
Март 2017 (92)
Февраль 2017 (81)
Январь 2017 (68)
Декабрь 2016 (97)
Ноябрь 2016 (90)