Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

В тоске по Крымскому ханству

Кто подумает о проблемах конкретного человека?

Крымские татары сошлись во мнении: в их исторических трагедиях виноваты все, кроме них

Недавно проведенное исследование о ключевых событиях в истории крымских татар показало, что в своих проблемах и бедах они готовы обвинять всех вокруг, кроме себя. Итоги этого исследования обсуждались среди 36 представителей религиозных крымскотатарских организаций, позиции которых существенно разнятся по многим вопросам — от создания национальной автономии до эфемерной организации всемирного халифата.

Государство — это... что?

Давно свершившийся факт присоединения Крыма к России согласно манифесту императрицы Екатерины от 1783 года по сей день не дает покоя крымским татарам и питает их какой-то наследственной ненавистью к российской «захватчице». Что характерно, непосредственные участники этих событий еще в 1791 году заключили Ясский мирный договор, по которому турки таки признали Крым российскими владениями.

Сегодня же крымские татары считают, что эта потеря государственности и привела к отрыву от корней и к наступлению «черной эпохи» в развитии народа — мол, наступил духовный и экономический упадок. Еще бы! Если Крымское ханство до присоединения к России жило исключительно набегами на соседние государства, разоряя соседей и отбирая у них имущество, то с этого момента вольница прекратилась. А жить оседло, пахать, сеять и строить, создавать памятники письменности и культуры было для вчерашних воинов и кочевников непривычно, да и руки не под то заточены. В итоге что мы имеем из культурного наследия Крымского ханства? Бахчисарайский Ханский дворец?

Теперь о потере собственной государственности. Крымские татары по сей день хотят иметь национальное государство, хотя бы в виде автономии, согласны даже в составе другого государства — Украины. Но, помнится, добивались они этой цели по-разному. Например, это было основной из причин, по которым немалая часть крымскотатарского населения пошла на сотрудничество с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны. Оккупанты таки обещали татарам государственность, организовали даже Татарский национальный комитет, позволили пооткрывать медресе, выпус­кать свои газеты и даже не угоняли на работу в Германию. Тогда часть крымских татар во главе с радикалами сделала ставку на Гитлера в надежде на собственную национальную автономию. И проиграла вместе с ним, подставив под депортацию в том числе и невиновных.

Каково же сегодня мнение о национальной государственности у представителей крымскотатарских же религиозных организаций? Оказывается, у каждого — свое. Вот, к примеру, Духовный центр мусульман Крыма (ДУМК), многие годы идущий рука об руку с меджлисом, в своей позиции однозначен: мол, возрождение и даже процветание крымских татар возможно исключительно в автономии по национальному признаку или даже в собственном государстве (внимание: территориальная целостность Украинского государства!). Духовный центр — муфтият Крыма менее жесток: пусть, дескать, процветают все — и Крым, и крымские мусульмане, и крымские татары в частности. Не чужие ли иные нации на этом празднике жизни? Таки да, если судить по позиции весьма одиозной партии «Хизб ут-Тахрир» — вот там видят будущее в увеличении численности мусульман в Крыму и в создании всемирного Халифата с Крымом в его составе. Следовательно, ни о какой национальной государственности «хизбы» речь даже не ведут. Как, впрочем, и упомянутый ДУМК.

«Некреативный» меджлис и народный менталитет

Не обошли своим вниманием заседающие представители религиозных организаций и совершенно нерелигиозный крымскотатарский меджлис, признав, что, согласно исследованиям, авторитет нелегального парламента таки существенно упал. Почему? Да потому, что эффект от работы этого «внезаконного» органа практически нулевой в последние несколько лет. Созданный, надо полагать, для практической помощи крымским татарам, меджлис погряз в коррупции. Мало того, этнический парламент обвинили еще и в отсутствии креатива (!). Да неужели? А как же весьма и весьма креативный и харизматичный бывший лидер (ныне консультант) Мустафа Джемилев? Или это камень в огород нынешнего главы меджлиса Рефата Чубарова? Так и он весьма креативен в своих высказываниях и требованиях, которые, впрочем, как и у Джемилева, последние двадцать лет не меняются. А сколько креативности в митингах и полянах протеста, организуемых меджлисом! Тут вам и палками по бочкам стучали, и милиционеров колами били, и власти угрожали — мол, не успеют убежать от народного гнева. Правда, лозунги и призывы устарели, но всегда можно придумать свежие.

Несмотря на все высказанные претензии, нынешнее мнение народа, согласно проведенному исследованию, таково: медж­лис — структура нужная и крымскому татарину без нее никуда. Ну нет альтернативы, невзирая на коррупцию и отсутствие реальной помощи народу. Хотя упрекнули свой «нужный» орган и в том, что нет у него ни четкой программы действий, ни национальной идеи (да ладно...), доминируют, мол, авторитарные тенденции (это правда), а также имеет место политика разделения народа. Надо полагать, на «своих», близких к руководству, и всех остальных. Спасение меджлиса исследователи увидели в приходе в него не просто верующих, а даже религиозно образованных людей — им народ, похоже, больше верит, нежели весьма говорливым своим политикам. Может быть... Но не станет ли крымскотатарский «парламент» в таком виде всего лишь «пристройкой» к Духовному управлению мусульман Крыма?

Впрочем, как выяснилось, крымские татары склонны считать, что в их историче­ских трагедиях виновата... неприязнь со стороны России (?!), геополитические интересы соседних стран (каких именно?), отход от базовых принципов ислама, а также менталитет народа. Вот последнее — верно, начинать всегда нужно с себя.

Александр Глебов, политолог:

«Все ныне живущие в Крыму нации: русские, украинцы, крымские татары, греки — когда-то пришли на крымскую землю извне. Но все в разное время: татары — в XIII–XIV веках, русичи — в VIII–X, а греки — в VI веке до нашей эры. Но вот греки, самые „давние“ из поселенцев, в отличие от крымских татар, не требуют своей автономии в Крыму. Надо понять, что истинных аборигенов среди крымских национальных групп нет и быть не может — здесь все пришлые. И поэтому претензии крымских татар на звание коренного народа Крыма ничем исторически и политически не обоснованы, кроме их горячего желания. Хотя, на мой взгляд, попытка заполучить свою государственность является главной концепцией любого этноса, населявшего когда-либо Крым. Другое дело, что, кроме татар, таких попыток никто не предпринимает».

Иван САПРЫКИН
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 262 от 20 декабря 2013 года

Еще статьи:
Просмотров: 2880 |   Комментарии (4) Дата публикации: 25-12-2013

:: Комментарий #1 написал: Руслан   |   25 декабря 2013 16:55   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Феноменальное невежество или расистская подлость. Крым никогда не был необитаемым. Первые следы пребывания человека на территории Крымского полуострова относятся к древнему каменному веку, делившемуся на ранний и поздний палеолит, и продолжавшемуся с 2-х миллионов лет до XIV — X веков до н. э. Киммерийцы, племена скифов, переселившиеся в VII веке до н. э. из Азии. Ими началась череда кочевых империй, которые последовательно сменяли одна другую — сарматы сменили скифов, готы и гунны — сарматов, авары и предки болгар — гуннов, затем появлялись и исчезали хазары, печенеги и половцы. Приходившие кочевники захватывали власть в Северном Причерноморье над местным населением, которое в своем большинстве оставалось на месте, ассимилируя часть победителей. Особенностью Крымского полуострова была полиэтничность — в Крыму одновременно сосуществовали разные племена и народы. Захоронения середины III века в Крыму делятся на четыре группы: общесарматскую, аланскую, готскую и не связанную конкретно ни с каким народом.
Первые контакты между местным населением Северного Причерноморья и греческими мореплавателями зафиксированы в VII веке до н. э., когда греки еще не имели колоний на Крымском полуострове. В зиму 1778 г. их потомки –  урумы были выселены Суворовым в Приазовье и в Новороссию тридцать одна тысяча, многие в пути умерли. «После 1783 г. Потемкиным были переселены в Крым чисто мужские батальоны  архипелагских  греков  «для охраны побережья»,  которые сочетаются с потомством Чингис-хана» поэтому, постепенно ассимилируясь, теряли свой этнический облик»: писал: историк-краевед О.А. Федоров в 1855 году.  Группы греков переселились из Турции в 1914-15гг.  Единственным зафиксированным поголовным выселением коренного населения было в 1944 году, других исторических фактов не зафиксированною.  Удивительное свойство украинцев и  русских, они отличают друг друга, что мне не удаётся, но, живя в Крыму не могут отличить крымских татар от монгол. Не в состоянии сообразить, что империя Чингис- Хана простиралась от Тихого океана до Средиземного моря и от Се́верного Ледови́того океа́на до Индийского океана. На этой огромной территории проживали и проживают многие народы. Монголы сами ассимилировались и хникого не ассимилировали, единственно у многих сохранилось нарицательное имя татары.  Живя в Крыму, хотя бы учили  его богатую историю Невежды. 

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Комментарий #2 написал: Крым   |   27 декабря 2013 22:31   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Откуда же у Крымского телеграфа такие расисты-автора берутся?? зачем так перекручивать факты и накалять и без того тяжёлую ситуацию на полуострове? «Хизб ут-Тахрир» не поддерживает большинство крымских татар,их считают экстремистами и муфтият Крыма,а по поводу что нет кроме Бахчисарайского Ханского Дворца образцов крымско-татарской архитектуры,так ещё в 20 веке в Белогорске всё под чистую разрушили такой же Хан-сарай и множество красивых караван-сараев,автор статьи невежда и фашист,понятно что газете нужны скандалы и интриги,но не путём же расскачивания мира на полуострове!!!

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Комментарий #3 написал: МАРАТ   |   30 марта 2014 12:01   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
МЫ ПРИЗЫВАЕМ ВСЕХ МУСУЛЬМАН РОССИИ ПЕРЕСЕЛЯТЬСЯ В КРЫМ И СОЗДАТЬ ЗДЕСЬ НАСТОЯЩЕЕ РОССИЙСКОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО ОФОРМЛЕННОЕ ДОГОВОРНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ С РОССИЕЙ. ТОЛЬКО ВМЕСТЕ МЫ СМОЖЕМ ЗАЩИТИТЬ НАШИ ПРАВА И КУЛЬТУРУ. ДА ЗДРАСТВУЕТ  Noman Çelebicihan НАШ ГЕРОЙ И НАШЕ ЗНАМЯ В КРЫМЕ.

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Комментарий #4 написал: эльчин   |   30 марта 2014 12:04   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
поддерживаю марата, крым и кавказ это родина мусульман слава мусульманскому крыму, слава мусульманам.

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Октябрь 2019 (43)
Сентябрь 2019 (87)
Август 2019 (88)
Июль 2019 (89)
Июнь 2019 (84)
Май 2019 (68)