Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

По ком плачет минарет?

Как средневековый суфийский центр превращается в руины

Потомок княжеского рода Алифе-ханум Яшлавская

Свинцовые слезы мечети

Белоснежные стены и голубой купол просторного зала, словно опоясанного темными кельями, где против часовой стрелки под медитативную музыку самозабвенно кружатся дервиши — мусульманские аскеты. Открываю глаза. В реальности картинка совсем другая — отсыревшие стены, обветшалый потолок, зал наполовину заставлен рядами кресел. Последний раз дервиши здесь кружились еще до прихода советской власти. Сейчас же уникальное текие XV века — лишь бес­цветное подобие былого храма, некогда являвшегося видным суфийским центром...

«Основной вход в текие чуть дальше, но мы его загородили — там падает штукатурка с минарета», — проводит для нас экскурсию по территории храмового ансамбля директор коммунального предприятия «Крымскотатарский культурно-этнографический центр «Текие дервишей» Эльдар Велиев. Действительно, рядом с текие находится разрушенная мечеть с обезображенным минаретом. Когда-то его называли «плачущим». По преданию, во время пожара от огня начал плавиться свинец, залитый внутрь башни для укрепления. Люди увидели похожие на слезы серебряные капли расплавленного металла, стекающие по камню, с тех пор так минарет и назвали. Сейчас это название актуально как никогда — глядя на полуразрушенный исторический памятник, хочется лишь плакать. Средневековый минарет может в любую минуту рухнуть, но пока ни крымскотатарская община, ни городская власть не спешат вкладывать деньги в реставрацию текие.

Эльвира Менаджиева, начальник отдела по работе с депортированными гражданами Евпаторийского горсовета:

«В рамках программы по обустройству депортированных граждан должны выделить из государственного и республиканского бюджетов 2 миллиона 600 тысяч гривен на реставрацию текие. Но денег до сих пор нет».

Чиновница подтверждает, что минарет находится в плачевном состоянии, однако даже на минимальные работы из городского бюджета средства выделять не планируется.

Очисти свою совесть...

Переступать порог текие при входе следует с правой ноги, при выходе — с левой. Вход специально сделан низким — пригибаясь, вошедший невольно кланяется древней святыне. Мы попадаем в храм через келью шейха — так суфии называют своего духовного наставника. Она просторнее и светлее комнат для дервишей. Перед входом в зал — табличка: «Очисти свою совесть перед входом в сию обитель».

В советское время на территории храмового ансамбля находили склады Черноморского флота. После распада СССР храм взял в аренду крымскотатарский бизнесмен, пообещавший возродить былое величие текие, однако храм так и не был восстановлен. Нельзя сказать, что руководство КП ничего не делает для развития духовного комплекса. Сегодня здесь работает этнографический музей, в летнее время в здании бывшей медресе — мусульманской духовной семинарии — на бесплатной основе работают кружки для молодежи, а для туристов проводится музыкальная экскурсия — в текие, как и несколько веков назад, кружатся дервиши в развевающихся одеяниях. Правда, в наши дни в божественный транс входят уже не настоящие аскеты, а группа экскурсоводов.

«Мы занимаемся исторической реконструкцией, воссоздаем средневековую реальность», — объясняет Эльдар Велиев.

Правда, такие креативные подходы совсем не по душе хранительнице текие Алифе-ханум Яшлавской. Сегодня она — единственный в Украине посвященный дервиш.

На реставрацию мечети Шукурулла-эфенди нужно более четырех миллионов гривен

Княгиня, дервиш, археолог...

«Селям алейке!» — маленькая, сухонькая бабушка в черной шапочке с золотистым узором радушно приглашает к себе. У Алифе-ханум проницательные глаза и тихий голос. Она, потомок крымскотатарского княжеского рода (о чем как раз и свидетельствует приставка «ханум» к имени, означающая «госпожа»), выросшая в детском доме и пережившая депортацию, кандидат социологических наук и парашютистка, совершившая около ста прыжков, делом своей жизни считает возрождение текие дервишей.

Работая археологом, Алифе-ханум в свое время объехала несколько стран в поисках текие, но везде находила лишь руины. Неожиданно для самой себя женщина обнаружила прекрасно сохранившийся храм в родной Евпатории, куда приехала в 1990 году в отпуск из Таджикистана, где оказалась во время депортации. Уехать обратно она так и не смогла, решила посвятить себя восстановлению храмового ансамбля. В 2005 году ее стараниями было создано коммунальное предприятие, первым директором которого и стала Алифе-ханум. Однако культурной политикой нового руководства КП дервиш недовольна. Так, театрализованные представления в средневековом храме она считает святотатством, уверяя, что нельзя инсценировать духовные обряды на потеху публике.

Три года подряд Алифе-ханум ездила в Конью, суфийскую столицу мира, и в 2010 году прошла там посвящение в орден Мевляна. Позже на Кипре она получила второе посвящение — суфийского ордена Накшбанди.

«Можно во многих орденах посвящение получить, — объясняет Алифе-ханум. — Чем больше учителей, тем авторитетнее личность дервиша».

В свои 73 года женщина с удовольствием проводит экскурсии по территории храма, рассказывая о дервишах в Крыму и суфийской культуре.

Уже сейчас текие дервишей является привлекательным местом для отдыхающих, удачно вписываясь в туристическую концепцию города, в которой делается акцент на национально-культурном многообразии Евпатории. Однако если сейчас не начать восстановление памятника, то уже через несколько лет туристам нечего будет показывать.

Ликбез

Евпаторийское текие — единственная сохранившаяся в Крыму обитель дервишей, памятник архитектуры общенационального значения. Дервиши — это приверженцы суфизма, которых часто называют мусульманскими монахами из-за аскетичного образа жизни. Дервиши ордена Мевлеви, к которому относится храм в Евпатории, для достижения единства с Богом исполняют медитативный танец, из-за которого и получили название кружащихся.

Евгения КОРОЛЕВА
Фото В. ЗАЙЦЕВ
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 269 от 21 февраля 2014 года

Еще статьи:
Просмотров: 3091 |   Комментарии (1) Дата публикации: 27-02-2014

:: Комментарий #1 написал: Диана   |   31 мая 2018 13:07   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0

Здравствуйте!

Хотелось бы узнать, что изменилось со времени написания этой статьи )


Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Октябрь 2019 (61)
Сентябрь 2019 (87)
Август 2019 (88)
Июль 2019 (89)
Июнь 2019 (84)
Май 2019 (68)