Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Михалков назвал Европу домом престарелых, а Крым — колыбелью русского кино

На этой неделе в Симферополе состоялась всероссийская премьера картины Никиты Михалкова «Солнечный удар». Знаменитый режиссёр сам приехал в Крым презентовать картину. Общаясь с журналистами, он рассказал о том, как создавался его новый фильм и как из полуострова сделать столицу киноиндустрии.

«Утомившись солнцем», получаешь «Солнечный удар»

Как ни странно, «Солнечный удар» получили не герои «Утомлённых солнцем» — известные актёры, в частности дочь режиссёра, а совершенно новые лица в кино. Главные роли исполняют дебютанты Виктория Соловьёва и Мартиньш Калита. Режиссёр объяснил это засильем в кинобизнесе старых, уже поднадоевших персон.

Никита Михалков, режиссёр, председатель Союза кинематографистов РФ:

«Надо какую-то щель открыть, чтобы проходили не те, кого лоббируют и кто с кем живёт, а чтобы проходили талантливые люди, из провинции в том числе. Поэтому я открываю академию для актёров, уже имеющих образование, чтобы обновить экран. В советское время, когда было министерство кино, говорили: хороший фильм — снял министр, плохой — снял режиссёр. Если бы затея провалилась, никто бы не сказал, что артисты плохие, — а ничтожный, ужасный, потерявший нюх Михалков».

Потерял ли нюх Никита Сергеевич, в последнее время жарко дискутируют кинокритики, особенно после выхода его фильма «Утомлённые солнцем — 2», который какими только словами не характеризовали — от «безвкусицы» до «маразма». Новая картина заслужила более положительные отзывы, хотя и родила множество споров о том, насколько она удалась. Особенно в сравнении с оригиналом.

Не понял, но сделал

«Солнечный удар» — это экранизация сразу двух произведений Ивана Бунина — одноимённого рассказа на несколько страниц о мимолётном романе русского офицера и молодой девушки, встретившихся на пароходе, и дневников «Окаянные дни» — о революционных событиях, происходивших в Москве в 1918-м и в Одессе в 1919-м, свидетелем которых стал сам писатель. А ведь экранизацию всегда сравниваешь с первоисточником. Который, признаётся режиссер, сам до конца и не понял.

Никита Михалков:

«Рассказ Бунина гениальный, это просто несколько страниц. Я одиннадцать раз переписывал его от руки, чтобы понять, как это делать. Так и не понял. Но в пластике кино — это другое совсем. Вообще есть такая литература, которую, кажется, возьми и снимай. А берёшь, снимаешь, как написано, — и не получается. Нужно было найти адекватное пластическое решение этой литературе, что мы и пытались сделать... Это был абсолютно чистый лист бумаги. И гигантский риск».

Удалось ли соединить две вещи: лёгкую романтическую дореволюционную историю со страшной картиной «национальной катастрофы», как описал Бунин, и стоило ли короткий рассказ растягивать на три часа экранного времени — судить зрителю.

Но того напряжения и сочувствия к героям, как это было в первых «Утомлённых солнцем» и «Сибирском цирюльнике», к сожалению, премьерная лента не вызывает. Хотя к созданию «Солнечного удара» Михалков шёл целых 37 лет.

Никита Михалков:

«Рассказ „Солнечный удар“ мне посоветовал много лет назад замечательный кинокритик и киновед Владимир Дмитриев. Он сказал, что, если снимешь „Солнечный удар“ хотя бы на 30 процентов так, как написано, считай, что ты режиссёр. Ну это, в общем, фигура речи. Да и Бунин тогда был не в чести. Так время шло, мы снимали что-то другое, и чем дальше, тем больше я понимал, что только история романтической любви сегодня малополезна. Поэтому, когда пришла мысль соединить это с сумасшедшими, жёсткими дневниками униженного, оскорблённого человека, великого писателя Бунина, возникла идея, соединив это, как раз высечь то, что мы сделали».

Из Швейцарии на пароходе в Одессу

Никита Михалков поспешил заверить, что не стоит политизировать факт проведения всероссийской премьеры в Крыму и что это на самом деле дань событиям Гражданской войны. Хотя привязка к полуострову довольно условная: с одной стороны, слова режиссёра подтверждают исторический факт о том, что «Крым стал последним берегом, с которого уходили русские войска во главе с Врангелем и десятки тысяч людей нашли пристанище в Сербии» (логично, казалось бы, выглядит и мировая премьера в Белграде), но, с другой, в фильме лишь показывают, как группу белогвардейцев, в числе которых и главный герой фильма, постаревший поручик, топят на барже по приказу революционерки Розалии Землячки.

В самом Крыму фильм не снимали. Морские эпизоды отсняли в Одессе, на роль уездного города был выбран Гороховец Владимирской области, а пароход снимали в Швейцарии, на Женевском озере, потому что в России не нашлось ни одного рабочего парохода: все отданы под рестораны и мини-гостиницы.

Никита Михалков:

«Есть один на ходу — это „Николай Гоголь“ на Северной Двине. Нам предложили снимать „Волгу летом“ в ноябре. Сами понимаете...»

В Швейцарии съёмки дались непросто: приходилось работать в холоде и собирать деревянные пристани из леса, привезённого восемьюдесятью фурами из России: в Европе лес оказался не по карману. Эти же декорации после съёмок разобрали и отвезли в Одессу. Кстати, знаменитый памятник Дюку, попавший в кадр, по признанию режиссёра, пришлось стереть.

В Крыму можно снимать всё, кроме Нью-Йорка

Не исключено, что следующую свою картину Михалков не только посвятит Крыму, но и снимет здесь. Ведь, по словам режиссёра, для работы над кинофильмами лучшего места не найти.

Никита Михалков:

«В Крыму можно снимать всё. Ну, может, нельзя снимать Нью-Йорк. А всё остальное можно построить. Здесь самое большое количество солнечных дней. Мало того, есть возможность соединять перспективу бассейна и моря, где можно снимать сцены с морскими битвами. Здесь есть и леса, и водопады, и море, и пустыни, и дороги, и поля, и степи — всё».

Рядом с этими перспективами органично смотрится и идея возрождения Ялтинской киностудии, первой в стране, особенно на фоне заявлений мэтра о том, что «Крым — это колыбель русского кино», и его намерением провести здесь сразу два фестиваля — молодёжную «Святую Анну» и «Евразийский мост».

Никита Михалков:

«Поскольку Крым со стороны Запада в изоляции, мы делаем евразийский фестиваль — это Китай, Индия, Пакистан, Турция, Латинская Америка, где живая и молодая кровь. Европа, как бы ни собиралась в одну кучку, но из двадцати стариков один молодой. Получается хороший дом престарелых. Не более того».

Остаётся надеяться, что молодая кровь разбавит не только актёрский состав, но и режиссёрскую элиту, как тридцать лет назад это сделал сам Михалков.

Денис СИМОНЕНКО
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 300 от 10 октября 2014 года

Еще статьи:
Просмотров: 2142 |   Комментарии (0) Дата публикации: 15-10-2014

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Октябрь 2019 (60)
Сентябрь 2019 (87)
Август 2019 (88)
Июль 2019 (89)
Июнь 2019 (84)
Май 2019 (68)