Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Гибель крымской мадеры

Спасёт ли «Массандра» уникальное вино?

Сколько стоят бочки для вина, когда они последний раз обновлялись на предприятиях «Массандры» и будут ли в Крыму высаживать новые виноградники, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».

Бочка делает вино

«Когда-то эта мадерная площадка насчитывала десять тысяч бочек, но сейчас здесь нет ни одной, а то, что вы видите, — бутафория. Для того, чтобы хоть что-то стояло...» — так начинается наша экскурсия по винодельческому предприятию «Алушта», которое входит в структуру Федерального государственного унитарного предприятия «Массандра». Главный инженер-технолог Александр Савчук показывает на картинно выложенные ёмкости для вина, которые хороши лишь для колоритной фотографии, но практической пользы от них нет.

А вот на другой мадерной площадке стоят уже самые настоящие бочки с вином — триста штук (хотя раньше было не меньше десяти тысяч!). Но одного взгляда на них достаточно, чтобы понять, в какой финансовой дыре оказалось когда-то успешное и богатое алуштинское предприятие. Прогнившие обручи чёрными змеями опоясывают покорёженное дерево, из которого, того и гляди, начнёт литься вино — настолько изношенными они выглядят.

«А они и протекают, — утвердительно кивает Александр Савчук. — У нас на предприятии есть два бондаря, которые каждый год ремонтируют бочки».

Тару для вина закупали ещё в 60–70-х годах прошлого века. После этого она практически не обновлялась. И это при том, что на современных предприятиях бочки, например, под сухое вино используются всего два (!) раза, после чего покупают новые. В «Алуште» же за последние 24 года приобрели лишь десять новых бочек, но и те не мадерного типа (мадерные бочки больше по объёму). Мадера же выдерживается в бочках, которым от сорока до шестидесяти лет.

Понятно, что за этот период ёмкости поизносились, с каждым годом пригодных для использования остаётся всё меньше, а значит, количество вина зависит не от наличия виноматериалов, а как раз от имеющейся пригодной тары. Купить новую ни на алуштинском, ни на других массандровских предприятиях не могут себе позволить — 400-литровая бочка стоит 400 евро.

Резюме вышесказанного получается малоутешительным: буквально на наших глазах на полуострове исчезает один из главных винных брендов — крымская мадера. А раньше только на алуштинском предприятии производили от пяти до семи тысяч декалитров в год! Последние же годы завод выпускает не больше 2,5 тысячи декалитров, хотя запрос потребителя составляет как минимум четыре тысячи.

Помимо этого, речь идёт о значительном сокращении штата. Если когда-то на предприятии было шестьдесят сотрудников, то сейчас осталось двадцать три, и они вынуждены работать исключительно «в полях», на самом предприятии делать нечего — с января всё производство в ФГУП «Массандра» остановлено.

Впрочем, сейчас на предприятии в связи со сменой руководства заговорили о том, что, может быть, не всё ещё потеряно.

Достояние республики

Виноградная математика

Ещё одна серьёзная проблема, с которой столкнулись все предприятия, входящие в структуру ФГУП «Массандра», — недостаточное количество виноградников, в том числе их изреженность.

«Смотрите, на каждом пролёте должно быть три куста, на деле же получается, что здесь либо один куст, либо вообще ни одного, — управляющий отделением „Лучистое“ алуштинского филиала „Массандры“ Александр Шевцов на одном из алуштинских виноградников показывает на нестройные ряды кустов. — Это те естественные выпады, которые произошли за историю эксплуатации виноградника. Количество кустов на гектар в среднем должно составлять 2667, на деле же у нас здесь не более 1600, а значит, процентов тридцать урожая мы недобираем».

Конкретно этот алуштинский виноградник был посажен в 1978 году. В идеале срок эксплуатации виноградника 25–30 лет. Так что ничего удивительного, что урожайность здесь колеблется от 30 до 40 центнеров с гектара. При этом, если опираться на мировой опыт выращивания винограда, то этот показатель должен составлять в среднем 70 центнеров с гектара.

Понятно, что закладка новых виноградников требует больших финансовых вложений — около 1,5 миллиона рублей на гектар, и крымские предприятия просто не могли позволить себе такую роскошь. Тем не менее новое руководство «Массандры» понимает, что без таких мер виноделию в Крыму не выжить. Именно поэтому уже на этой неделе закладывается новый виноградник на территории в 21 гектар, и часть вложенных средств будет возмещена предприятию за счёт государственной программы.

Однако нужно понимать, что, помимо закладки новых, есть острая необходимость в обновлении уже существующих территорий. Так, на сегодня у «Массандры» 3800 гектаров виноградников, и ежегодно 250–300 гектаров нужно обновлять. Только в этом случае предприятие сможет выйти на хорошие показатели по количеству урожая и в целом продукции.

Новый формат

Всего в ФГУП «Массандра» входит девять предприятий по всему Южному берегу. До последнего времени все они работали практически независимо друг от друга. Причём явно не на равных условиях. Например, продавать вино за границу имел право лишь главный офис «Массандры» в Ялте, а вот алуштинский комбинат позволить себе такого не мог.

Александр Савчук, главный инженер-технолог ФГУП «Массандра»:

«Мы даже не имели права торговать с Россией, хотя главное предприятие в Ялте торговало и с Россией, с ближним и дальним зарубежьем. Продукция уходила только на внутренний рынок Украины».

Сейчас все филиалы будут работать как единое целое под руководством новоназначенного гендиректора Янины Павленко, которая до этого в течение десяти лет управляла заводом шампанских вин «Новый Свет».

Янина Павленко, генеральный директор ФГУП «Массандра»:

«Первостепенная задача на сегодня — отстранение той прослойки, которая существовала ранее между государственным предприятием и дистрибьюторами и сетями, где продавалась наша продукция. Ситуация складывалась таким образом, что большая часть продукции продавалась через частный торговый дом. Таким образом, путь от завода до покупателя был очень многоступенчатым».

В данный момент разрабатывается программа развития «Массандры».

А это означает, что крымское виноделие получает новый шанс для развития. Каким оно будет, покажет время.

Евгения КОРОЛЁВА
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 320 от 12 марта 2015 года

Еще статьи:
Просмотров: 5343 |   Комментарии (0) Дата публикации: 17-03-2015

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Июнь 2019 (52)
Май 2019 (68)
Апрель 2019 (87)
Март 2019 (92)
Февраль 2019 (79)
Январь 2019 (46)