Новые платья императрицы

|
В Ливадийском дворце представили фарфоровых Романовых Приезжать в Ливадию со своим царем, все равно, что в Тулу со своим самоваром. А тут царь не один, а вся династия Романовых пожаловала в летнюю резиденцию Николая II, в его любимый южнобережный дворец. |
Что ж, советское прошлое уходит, и, похоже, безвозвратно. Пытливый народ все больше интересуется жизнью не генсеков, а самодержцев. Спрос рождает предложение. И пока на первом этаже дворца-музея посетители могут увидеть Государя из воска, на втором Его же – из фарфора.

|
Униформисты критикуют… В конце прошлой недели в Ливадийском дворце корреспондентам «КТ» посчастливилось присутствовать на открытии первой в Украине выставки костюмированной фарфоровой скульптуры «Русские монархи. Династия Романовых» московского музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой». Для любознательных добавим, что это уже третье открытие выставки. Первое состоялось в бельгийском городе Антверпен в 2008 году. На вернисаже побывала Её Величество королева Дании Маргретте II. И собственноручно начертала в книге отзывов: «Эти куклы — настоящие произведения искусства, их должно видеть как можно большее число людей». А известный бельгийский историк Ян Ван Дер Берге не только дал высокую оценку увиденному, но, вдохновленный экспозицией, прочитал в течение месяца цикл лекций о кровных узах династии Романовых с известными монаршими фамилиями Европы…
|
В прошлом году выставку увидели питерцы, и вот теперь она у нас. Въедливые униформологи уже заметили в исторических костюмах представленных экспонатов ряд неточностей и ошибок: то у Екатерины II мантия не того цвета, то у Николая II мундир неизвестно какого воинства.

|
Но если вы не относитесь к числу придирчивых историков и смотрите на мир через хрустальное пенсне эстета, экспозиция вам обязательно понравится.Пока ансамбль струнных инструментов выводил подобающие случаю менуэты, а приглашенные официанты разливали шампанское не в пластмассовые стаканы, а в хрустальные бокалы, мы уединились с генеральным директором московского музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой» Александром Генкиным. Александр Павлович охотно рассказал о том, что выставка приурочена к 400-летию Дома Романовых. На экспозиции показаны не только все представители династии, но и некоторые их сподвижники, друзья и даже враги. Всего — около пятидесяти персон.
|
Александр Генкин, генеральный директор московского музея кукол: «Уникальность выставки не только в том, что впервые в истории декоративно-прикладного искусства все царствовавшие Романовы собраны вместе; на ней в первый раз представлены созданные в единственном экземпляре фарфоровые фигуры государей и государынь в костюмах соответствующей эпохи.

|
Особая изюминка в том, что при изготовлении кукол использованы антикварные ткани, кружево и фурнитура, вышивка бисером и жемчугом. На создание парадного платья императрицы Елизаветы Петровны, к примеру, потребовалось девять метров шелка, батиста, кружев. На украшение костюмов Ивана Грозного и царицы Анастасии Романовны было израсходовано до полутора килограммов жемчуга, бисера и самоцветов». Александр Генкин убежден в том, что куклы его музея, помимо эстетической составляющей, несут большую информационную нагрузку, «повествуя» об эпохе, которую представляют. Да и девиз выставки соответствующий: «Наслаждаясь искусством, познавать!».
|

|
Иностранцы хвалят…
Другой из неожиданных проектов «фарфорового» музея — выставка, посвященная Гоголю, которая сейчас с огромным успехом проходит в самом центре Москвы. Там его персонажи и сам Николай Васильевич в человеческий рост! В мире, к слову, фарфоровую куклу в человеческий рост никто не делает, потому что фарфор — тяжелый материал, очень сложный в работе, хрупкий и очень дорогой. Забавно, но когда фарфоровые экспонаты смотрела Европа, тамошние восхищенные посетители восклицали: «Фаберже! Фаберже! Wonderful!» Вот так иностранцы оценили мастерство наших художников.Шедевры музея сегодня есть в коллекциях редких счастливчиков. Среди них Владимир Путин, Светлана Медведева, Пол Маккартни, Мирей Матье.
|

|
Музей преподнес им свои произведения в подарок. «Мы очень редко беремся делать заказы, ведь это не фабрика», — признается Александр Генкин. Производство одной фигуры, которое длится несколько месяцев, стоит не один десяток тысяч долларов. Потому и страховая стоимость экспонатов музея более 1 миллиона евро. Бывает, худсовет музея и «отсеивает» некоторые образы, которые считает неудачными. Они так и остаются ожидать своей участи. К тому же «фарфоровые» выставки очень трудно перевозить.Александр Генкин, генеральный директор московского музея кукол: «Неприятностей на дороге в «биографии» выставки не было, Бог миловал. Но скульптуры мы транспортируем в специальных контейнерах».
|

|
А смотрители боятся…
Мы в числе первых зрителей переходим от одного экспоната к другому. Все ярко, красочно, впечатляюще. Куклы, пусть и не имеют стопроцентного фотографического сходства, но в двух-трех штрихах легко угадывается облик той или иной венценосной особы.Примечательно, что во всех экспонатах прослеживается этакая «женская линия» — даже цари немного женственны, ну, а царицы просто красавицы. И немудрено, ведь автор большинства работ — женщина: художник театра и кино, главный художник музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой» Олина Вентцель. Олина Дмитриевна одна из немногих художников в мире, создававшая не просто кукол, а масштабные проекты.
|

|
Самый крупный из них — «История человечества в куклах», насчитывающий около двух сотен персонажей! К сожалению, пожилая художница недожила всего один год до открытия «романовской» выставки… Интересно, что на выставке почему-то четко вспоминается, что сама-то кукла — ритуальная вещь. Говорят же, что она передает энергетику воплощенного в ней человека.Не зря шаманы «баловались» куклами и не всегда с добрыми намерениями. В Ливадийском дворце на все лето поселились почти полсотни фарфоровых личностей, с разными судьбами и характерами. Если честно, когда чуть дольше минуты задерживаешь взгляд на их глазах — мурашки по телу бегут. Галина Сергеевна, смотритель Ливадийского дворца: «Знаете, даже страшновато как-то в зале бывает, особенно в том, где Николай ІІ и Распутин. Куклы эти по энергетике очень сильные…» |
Галина МОСКВИНА,Мила ШИПШИНОВИЧ "Крымский телеграф"
фото К. Михальчевский
материал опубликован в "КТ" № 83 от 28 мая 2010 г.
Еще статьи:
|