Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Археология знания
Логин Пароль

Идеи без воплощения

Почему Крыму не нужен военно-исторический туризм

Крымский полуостров мог бы стать мощнейшим магнитом для любителей военно-исторического туризма. Но нет — средства не вкладываются, маршруты разрабатываются для галочки, а действительно интересные идеи энтузиастов остаются нереализованными...  Так сложилось, что в России военно-исторический (нередко его здесь называют военно-патриотическим, хотя первое понятие гораздо шире) туризм занимает особое место. И Крым в этом плане — крайне перспективная территория. Уже давно стало понятно, что многие туристы не хотят приезжать к нам просто для того, чтобы поваляться на пляже, — для этого есть более чистые, экзотические и, скажем так, продуманные Турция и Египет. Нет, на наш полуостров отдыхающие едут, чтобы увидеть богатое историческое наследие. Однако последние годы этому направлению практически не уделялось внимания. Казалось бы, в Крыму тысячи памятников, но большинство из них совершенно непрезентабельны либо просто рассыпаются на глазах.  Около десяти лет назад на полуострове уже пытались озаботиться развитием военно-исторического туризма. Да и повод был подходящий — 150-летие Крымской войны. От реконструкторов, историков, активистов поступали всевозможные предложения по программе проведения, однако на деле это всё так и не было реализовано — денег, как обычно, не хватило на красочные и масштабные мероприятия. Вообще, если говорить о военно-историческом туризме, нужно понимать, что существуют его различные формы, каждая из которых теоретически может быть полноценно представлена в Крыму.

35-я батарея, Севастополь

Фестивали: прошлое и будущее

Поговорим о том, что всё-таки получило развитие на полуострове. У нас проводится два полномасштабных, известных далеко за пределами Крыма тематических фестиваля: «Генуэзский шлем» в Судаке и «Альминское дело» возле села Вилино Бахчисарайского района.

«Генуэзский шлем»

«Генуэзский шлем»

Этот фестиваль реконструкторов (к слову, хороший пример именно военно-исторического, а не военно-патриотического туризма) когда-то пользовался безумной популярностью и собирал гостей из стран ближнего и дальнего зарубежья. Нужно признать, что локация фестиваля крайне удачна: всё же Судак — один из старейших городов Европы.

Впрочем, надолго этого ажиотажа не хватило и количество участников стало неукоснительно падать. Причины этому разные. Если в 2001 году, когда «Генуэзский шлем» прошёл впервые, мероприятия такого рода для многих были ещё в диковинку, то потом они стали расти как грибы после дождя и у членов клубов исторической реконструкции появилась возможность выбирать. К тому же, по отзывам участников, постепенно рыцарский праздник превратился лишь в машину по зарабатыванию денег, а идеи и души в нём осталось мало. Ещё одна проблема — отсутствие необходимой инфраструктуры для участников и гостей.

Loki Trickster, реконструктор из Симферополя:

«Проблема в том, что фестиваль практически не менялся. Ключевую роль сыграли трудности с водой, вообще с условиями проживания. Поэтому участники и стали уходить».

Как бы там ни было, фестиваль продолжает жить, и в 2015 году он пройдёт уже в пятнадцатый раз, а это, согласитесь, неплохой показатель.

«Альминское дело»

«Альминское дело»

Казалось бы, Крымская война — это абсолютно наша тема. Ну где, как не на полуострове, проводить мероприятия, посвящённые событиям 1853–1856 годов, когда Россия воевала с Британской, Французской, Османской империями и Королевством Сардиния?! Парадокс, но до сих пор с этим периодом истинно крымской истории у нас связан лишь один фестиваль — «Альминское дело», да и тот проводится, честно говоря, с проблемами. Пик зрительского внимания к нему пришёлся на 2013 год, когда его посетило около 3,5 тысячи человек. В целом посетителям и участникам приходилось терпеть практически полное отсутствие удобств на территории и плохо организованное транспортное сообщение.

В прошлом году, по понятным причинам, на него отказались приезжать реконструкторские клубы с Украины.

Сергей Ченнык, главный редактор военно-исторического журнала «Military Крым»:

«Альминское дело», говоря языком военных реконструкторов, — местечковый фестиваль. Это не тот уровень, который нужен Крыму. Сейчас то, что нужно Крыму, делают, пожалуй, в Севастополе. И там очень ревностно относятся к этой теме».

А пока «Альминское дело» теряет свои позиции, в Севастополе организовали новый фестиваль на Федюхиных высотах, который прошёл в прошлом году, в начале сентября. По мнению Ченныка, у организаторов получилось создать своеобразное историческое шоу, именно то, что нужно зрителям. Не стоит забывать, что теперь Севастополь — это отдельный субъект РФ, так что крымчанам есть смысл развивать «Альминское дело», иначе мы совсем останемся без фестиваля. Да и стоит помнить о том, что в следующем году дата — 160 лет со дня окончания Крымской войны. Это ли не повод вложить дополнительные средства в проведение фестиваля и акцентировать особое внимание на этих страницах российской истории?

К слову, здесь же можно вспомнить и о менее масштабном, но довольно красочном севастопольском параде на День исторического бульвара. Ежегодно по улицам города проходят реконструкторы, занимающиеся первой и второй оборонами Севастополя, наполеонисты и т. д. В прошлом году парад состоялся уже в 25-й раз!

Дмитрий Литвиненко, реконструктор из Севастополя:

«Только в прошлом году, после воссоединения, праздник отметили с гораздо большим размахом, чем раньше, при Украине, — с полноценными лагерями, где люди могли не просто увидеть экипировку солдат тех времён, но и ознакомиться с их бытом».

Однако с сожалением приходится признать, что за пределы города-героя информация о нём практически не распространяется.

Илья Наталуха, реконструктор из Севастополя:

«Даже в Севастополе мало кто о нём знает. Как правило, он собирает в качестве зрителей гуляющих, праздношатающихся зевак. Мало известно о нём потому, что мероприятие немасштабное, местечковое, да и народ у нас вообще мало чем интересуется».

Курцовская балка, Симферополь

Великая Отечественная

Если со Средневековьем и Крымской войной всё более-менее понятно, то о военно-исторических реконструкциях событий Великой Отечественной войны как будто и рассказывать особо нечего. Конечно, отдельные мероприятия проводились. Можно вспомнить, например, военно-историческую реконструкцию событий 1941 года на плац-театре «Клио» в Севастополе. Театрализованные бои проводились и в селе Дальнем в рамках сбора-похода «Суровая осень 1941-го». Полевая каша, свободное общение с участниками — это большой плюс таких фестивалей, но с транспортом чаще всего неразбериха. Добираться в то же село Дальнее захотят лишь владельцы машин, своим же ходом получается слишком долго и неудобно.

Несложно заметить, что событийный туризм такого рода сконцентрировался в Севастополе. Интересно, что в Симферополе с 2011 года тоже проходит реконструкция сражения времён Великой Отечественной войны — в Курцовской балке, однако информации об этом мероприятии крайне мало. Исключение составляет, пожалуй, прошлый год, когда действительно туда поехал зритель. Обидно, что чаще всего программа таких мероприятий ограничивается лишь непродолжительным театрализованным шоу.

Военно-исторические шоу: самолёты для Заводского

Отдельно от фестивалей следует рассматривать военно-исторические шоу. На сегодняшний день крупнейшим является День Военно-морского флота России, который отмечается с размахом ежегодно в последнее воскресенье июля. Тысячи зрителей собираются в Севастополе, чтобы посмотреть на торжественный парад моряков и прогуляться по боевым кораблям.

В последнее время наблюдаются определённые усилия, чтобы вывести на такой же уровень и авиашоу. Так, в прошлом году демонстрация мощи истребителей проходила несколько раз. Особенно запомнилось горожанам и гостям города шоу с участием вертолётной группы.

Опять же в этом плане «проседает» Симферополь. Обидно, что наш аэродром в Заводском практически никак не используется. Даже удивительно, что об этом объекте вспомнили 18 марта крымские досаафовцы, когда проходило празднование присоединения Крыма к России и здесь прошла выставка техники и даже запускали воздушный шар.

Сергей Ченнык:

«В Англии проходит фестиваль „Летающие легенды“. Это авиашоу, в котором принимают участие самолёты разных времён и эпох. Что мешает нам сделать что-то подобное? Ведь мы знаем все реконструированные летающие самолёты времён Второй мировой войны, которые находятся в России».

Крымский эксперт по военно-историческому туризму уверен, что при минимальных затратах у нас вполне получилось бы организовать такое же мероприятие международного масштаба. Однако эта идея так и остаётся нереализованной — властям, похоже, это просто неинтересно.

Чужой опыт

В польском городе Радом раз в два года (начиная с 2000-го) проводится крупное авиашоу, на которое слетаются лётчики из разных стран мира. На лётный фестиваль приезжают посмотреть до 200 тысяч зрителей со всей Польши и соседних стран.

Константиновская батарея

Военно-исторические туры: всё будет, но когда?

Если развитие событийного военно-исторического туризма в Крыму — лишь далёкая перспектива, то о патриотических турах заговорили всерьёз уже сейчас. И связано это, безусловно, с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Буквально на днях в Симферополе прошёл региональный этап Всероссийской конференции по военно-патриотическому туризму, в рамках которого состоялась презентация двух так называемых маршрутов Победы. Программа «Керчь. Дорогами подвига» подразумевает обзорную экскурсию с посещением обелиска Славы, Аджимушкайских каменоломен и Музея истории Эльтигенского десанта. В Севастополе маршрут «Никто не забыт, ничто не забыто» включает посещение Военно-исторического музея Черноморского флота, Сапун-горы, комплексов «Михайловская батарея» и «35-я береговая батарея», а также Военно-морского музейного комплекса (музей подводных лодок) в Балаклаве.

Сразу стоит оговориться, что пока речь идёт лишь о турах для школьников. Хотя такие военно-исторические маршруты могут быть не менее интересны и для взрослых. К тому же маршруты эти пилотные, они послужат своеобразным локомотивом для коммерческих туров. Главный недостаток разработанных маршрутов — их краткосрочность. Так, поездка в Керчь рассчитана всего на два дня, в Севастополь — на три дня. Надо понимать, что те школьники, которые поедут в Керчь, не попадут в Севастополь (и наоборот), то есть их маршрут рассчитан лишь на один город (а в случае Севастополя — на два, поскольку запланировано также посещение Художественного музея в Симферополе). Школьники будут ехать из разных регионов России, преодолеют много километров, а увидят лишь минимум.

Впрочем, на сайте Министерства курортов и туризма Крыма можно найти перечень исторических туров для взрослых от различных операторов, но они также не отличаются разнообразием и в итоге сводятся к безумному галопу в течение двух дней по основным достопримечательностям.

Музей подводных лодок

Музеи: в ожидании инвестора

Говоря о военно-историческом туризме, невозможно не затронуть и тему музеев.

И тут снова на передовой оказывается Севастополь с его мемориальными комплексами «35-я береговая батарея» и «Михайловская батарея», а также Военно-историческим музеем Черноморского флота и Музеем героической обороны. Сюда же можно отнести и Военно-морской музейный комплекс в Балаклаве, созданный в 2002 году на базе подземного завода по ремонту подводных лодок.

При этом всё равно не хватает живых необычных объектов, которые привлекали бы отдыхающих. Опять же стоит обратить внимание на российский опыт. Например, в Иркутске реконструировали пароход «Ангара», который стал туристическим объектом.

Керчь, которая неожиданно превратилась чуть ли не в главные ворота Крыма, в результате чего приток туристов сюда существенно увеличился, в этом плане имеет огромный потенциал. Однако местные памятники требуют значительных финансовых вложений.

К слову, сейчас в Европе и России особой популярностью пользуется форт-туризм, то есть туристы ездят от крепости к крепости. Для Крыма это просто находка, но что видят гости полуострова? Общественные туалеты и глобальные помойки на месте исторических памятников! И пока, увы, нет даже намёка на решение этой застарелой проблемы.

Михайловская батарея

Евгения КОРОЛЁВА
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 322 от 27 марта 2015 года

Еще статьи:
Просмотров: 2784 |   Комментарии (1) Дата публикации: 30-03-2015

:: Комментарий #1 написал: Владислав Извеков Москва   |   31 марта 2015 12:57   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Вообще то даже удивительно, что Республика Крым имея такой военно-исторический потенциал, такое количество энтузиастов и ДАЖЕ СВОЙ военно-исторический журнал (ксати, ни один, насколько я знаю, регон России такого специализированного издания не имет) до сих пор ничего не сделалаьС АМА... 

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив

По номерам газеты

Ноябрь 2017 (56)
Октябрь 2017 (93)
Сентябрь 2017 (87)
Август 2017 (96)
Июль 2017 (88)
Июнь 2017 (90)