Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Письмо Деду Морозу
Логин Пароль

От Пантикапея до Херсонеса

От Пантикапея до Херсонеса
Великое шествие агонов
В канун лета, когда земля покрывается пышными травами и цветами, с Олимпа спускается Деметра – богиня плодородия, покровительница Боспорских агонов. 
Машина времени 
Даже сегодня, спустя 11 лет после того, как в первый раз зажегся огонь Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны», зрители продолжают спрашивать друг друга: что такое «агоны»? И даже расшифровывающие надписи на фестивальных афишах или объяснения ведущих, что в древнегреческом языке слово «агоны» означает честные состязания свободных граждан, оставляют немало вопросов. Что значит «честные состязания»? А какими они должны быть? И вообще, к чему вся эта заморочка с античностью? 
Может, дело в том, что нам необходимо чувствовать себя на земле твердо и достойно, а не просто пылью под ногами властителей? Может, мы хотим поучиться у предков, как не отступать перед врагами, перед неприятностями, быть героями. Древние памятники восстают из руин забвения, рисуя картину прошлого. Так случилось с современной Керчью, которую еще в недалекие времена, буквально три десятилетия назад именовали промышленной столицей Крыма, превознося кратко-временные заслуги и умаляя многовековое прошлое. Керчь — древнейший город на территории Украины. Но памятники Боспорского царства, располагавшегося некогда на этих землях, служили объектом туристического показа лишь для немногочисленных гостей города. Так продолжалось до тех пор, пока энтузиасты историко-культурного фонда «Боспор» во главе с куратором вице-премьером крымского правительства Татьяной Умрихиной, заботящиеся о сохранении исторического наследия города, не заставили Историю заговорить во весь голос. Они придумали «машину времени» — фестиваль античного искусства, с которым в Керчь вернулись греческие боги и герои. 
Во славу Деметры и Диониса
Керчь и ее гости были покорены праздничным действом, посвященным почитаемой в Северном Причерноморье Деметре. Мы живем на земле древних мифов и должны научиться ценить то, что скрыто от глаз завесой времен, ибо это история наших предков. Историки и археологи утверждают, что если перекопать Пантикапей — центральную часть Боспора, где-то там непременно отыщется античный театр, который хранит гимны богу вина и виноделия Дионису, «козлиные песни» (а именно так переводится слово «трагедия») древних артистов, состязания поэтов и певцов. Благодаря фестивалю свершилось невозможное: на древнюю землю вернулся Театр. В Крым потянулись театральные коллективы из Италии и Германии, Армении и Македонии, Молдовы и Польши, Москвы и Киева… Потянулись, чтобы рядом с раскопками или непосредственно на них сыграть спектакли, основанные на древних мифах.
И неудивительно, что дотеатральное действо фестиваля начиналось не встречей с прибывшими театрами, не знакомством с высоким жюри, в составе которого в разные годы работали корифеи сцены Кирилл Лавров, Богдан Ступка, Лариса Кадырова, Елена Камбурова, Василий Лановой, а введением в античность, посещением памятных исторических мест. Когда участники фестиваля вступают в великую Реку Времени, когда их потчуют молодым вином и приглашают к античной трапезе, они понимают, что получили возможность истинного познания мира, приобщения к его истории.
На фестивале ведется немало споров о том, как ныне играть античную драму: реконструируя старые образцы или соответственно новым подходам. Но сколько бы ни было доводов у разных сторон, все сходятся в одном: играть надо талантливо, и тогда ни язык, ни стиль, ни манера спектакля не станут преградой на пути к зрительскому пониманию. К примеру, молодежь киевского театра играет «Антигону» Софокла в современных джинсах и маечках, а Армянский государственный ТЮЗ — соблюдая каноны античного искусства. Более того — на армянском языке. Когда в постановке армянского театра прозвучали первые реплики, по залу пронесся ропот недоумения: что тут можно понять? Но время шло, и артисты силой мастерства и таланта заставили собравшихся внимать судьбе хрупкой девушки, поднявшейся против тирана. Спектакль закончился овациями.
Античный театр — это комедии, трагедии, драмы, песни, пляски, другие праздничные формы, в основе которых лежат ритуальные действа. И, конечно, зрителям особенно нравятся веселые дионисии — праздники молодого вина с участием самого бога виноделия. Такой праздник состоялся прошлым летом в парке Алупкинского Дворца, куда перекинулись агоны. «Дворцовым» назвали организаторы весь прошлогодний этап фестиваля, поскольку открытие его происходило в Воронцовском дворце, а закрытие — в Ливадийском. 
Начало новой спирали
За прошедшие годы фестивальные мостики перекинулись из Боспора в античную Керкинитиду, захватили Гезлев (нынешнюю Евпаторию), Кафу (Феодосию), Алушту, Ялту, Симферополь, Севастополь. Заканчивается солнечный цикл шествия агонов: 12 фестивалей, как 12 месяцев. Вот-вот начнется новый спиральный виток. Уникальный фестиваль стал известен в Украине, приобрел друзей в ближнем и дальнем зарубежье, нашел партнеров и единомышленников среди театралов, литературоведов, музейных работников, художников, музыкантов, создателей кино. Нынешний фестиваль решено открывать в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический», на территории которого найдены остатки здания античного театра и сохранилась часть амфитеатра. Известно, что тот театр вмещал до двух тысяч человек. Надпись, найденная в районе театра, гласит, что здесь проводились литературно-музыкальные соревнования, состязания глашатаев, трубачей.
Нынешний фестиваль начнется театрализованным спектаклем «Не предам Херсонес» в постановке студентов Крымского университета культуры, искусств и туризма. Это их дипломная работа. Затем состоится торжественная церемония открытия, в которой артисты филармонии и самодеятельные коллективы разыграют символический поход «За золотым руном».
В театральном конкурсе фестиваля примут участие коллективы из Украины, России, Азербайджана, Турции. В составе жюри, кроме постоянного председателя народной артистки Украины Ларисы Кадыровой и бессменного Василия Ланового, будут работать генеральный директор Киевского театра им. И. Франко Михаил Захаревич, главные редакторы журналов «Кино. Театр» и «Украинский театр» Лариса Брюховецкая и Алла Подлужная, российские актеры Александр Дьяченко и Дмитрий Щербина. 
Юбилейная страница «Боспорских агонов» посвящена сразу нескольким значительным датам мировой культуры. Открытием комнаты-музея в Симферопольском художественном училище будет отмечено 150-летие академика живописи Н. С. Самокиша. Презентация и передача в дар заповеднику «Киммерия М. А. Волошина» репринтного издания книги Максимилиана Волошина «О Репине» посвящаются 100-летнему юбилею крымского поэта и художника.  
ХII Международный фестиваль «Боспорские агоны», объединив весь Крым, от запада до востока, будет способствовать развитию имеющихся культурных центров и новых культурологических проектов, пропаганде многонациональной крымской культуры, росту духовного потенциала автономии. Фестиваль проходит под патронатом председателя Верховной Рады АРК Владимира Константинова и председателя Совета министров АРК Василия Джарты. Председатель оргкомитета фестиваля — заместитель председателя Совета министров АРК Татьяна Умрихина
Галина МИХАЙЛЕНКО "Крымский телеграф"
фото Архив «КТ»

материал опубликован в "КТ" № 84 от 4 мая 2010 г. 
Еще статьи:
Просмотров: 2858 |   Комментарии (0) Дата публикации: 6-06-2010

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2016 (22)
Ноябрь 2016 (90)
Октябрь 2016 (97)
Сентябрь 2016 (94)
Август 2016 (104)
Июль 2016 (95)