
День памяти святого Луки, крымчанина, святителя, врача, чьи мощи находятся в симферопольском Свято-Троицком соборе, традиционно отмечается 11 июня. Его биография настолько интересна, обширна и значима на каждом этапе жизни, что достойна увековечения во многих книжных томах (хотя уже и написано немало). Мы лишь вкратце обозначим жизненный путь этого, без сомнения, великого человека.
Выбор миссии
Родился будущий святой Лука 27 апреля 1877 года в Керчи, в семье провизора Феликса Войно-Ясенецкого из знатного, но обедневшего дворянского рода. Мальчика назвали Валентином. Его детство и юность были вполне обычными для представителя семьи среднего достатка времен царской России. В 12 лет отца перевели по службе в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу (мечтал стать художником). После гимназии он поступил в Киевский университет, на юридический факультет, но, проучившись год, бросил. И оказался в университете снова лишь спустя несколько лет, осознав, что хочет быть врачом. «Я изучаю медицину с целью быть всю жизнь земским, мужицким врачом», — признавался Валентин Войно-Ясенецкий. А закончив университет, устроился в киевский госпиталь Красного Креста, в составе которого отправился на Русско-японскую войну. Там же, в госпитале, познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, с которой обвенчался.
Затем работал врачом в городках Ардатове, Фатеже, Золотоноше, в 1910 году возглавил городскую и уездную больницы и военный госпиталь в Переславле-Залесском. В тот же период издал свою первую книгу — «Регионарная анестезия», в которой изложил суть многолетних профессиональных изысканий и новую методику анестезии, за что получил степень доктора медицины. А в 1916 году получил должность главного врача Ташкентской городской больницы. С этим городом его связало множество трагических эпизодов.

Первые репрессии
В 1919 году в Ташкенте вспыхнуло антибольшевистское восстание, жестоко подавленное советской властью. Профессор Войно-Ясенецкий не принимал в этих событиях участия, но в его доме оказался тяжелораненый казачий есаул Комарчев, которого врач отказался выдавать красным и тайно лечил. В результате донос «доброжелателя» в ЧК, доктор был арестован и чудом избежал расстрела. Но эти события отразились на здоровье его жены, которая из-за перенесённого стресса скончалась, оставив на попечении Валентина четверых детей, старшему из которых было 12, а младшему — шесть лет (впоследствии все дети профессора стали медиками). После смерти супруги он преобразился — стал глубоко религиозным человеком, и тогда же епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий (Пустынский) предложил Валентину стать священником, на что тот сразу же согласился. И вызвал тем самым гнев властей, выразившийся вскоре в очередном аресте. Дело было так. Летом 1921 года в Ташкент привезли несколько раненных в боях с басмачами красноармейцев. За несколько суток пути при жаркой погоде у многих из них под повязками образовались колонии из личинок мух. Вот и появился слух, мол, в больнице гноят раненых бойцов, у которых раны кишат червями. Чрезвычайная следственная комиссия решила сделать суд над врачами-вредителями, среди которых первым был профессор Войно-Ясенецкий, показательным. Но на суде профессор смело отверг все доводы обвинения: «Никаких червей не было. Там были личинки мух. Хирурги не боятся таких случаев и не торопятся очистить раны от личинок, так как давно замечено, что личинки действуют на заживление ран благотворно», — заявил он. Тогда же, во время заседания, между Валентином Феликсовичем и главой местного ЧК произошёл весьма примечательный диалог. Он был запротоколирован, и у нас есть возможность воспроизвести его.
«Обвинение:
— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели, своего Бога?
Обвиняемый:
— Бога я действительно не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил».
Обвинение провалилось.
Преследования продолжаются
Но проблемы с властью только начинались. В 1923 году Валентин был пострижен в монахи, взяв имя Лука, и возглавил Туркестанскую епархию.
И буквально на следующий же день после пострига снова был арестован по обвинениям «в агитации в помощь международной буржуазии, распространении сведений, дискредитирующих Советскую власть, возбуждении масс к сопротивлению постановлениям Советской власти». Суд постановил: выслать Луку в Енисейск. Но вскоре в Енисейске ссыльный не только приобрёл огромный авторитет как талантливый врач, но и обзавёлся многочисленной паствой. Поэтому из Енисейска его выслали ещё дальше на север — в деревню Хая, потом в Туруханск, потом в деревню Плахино, что в 230 км от Полярного круга (в каждом из этих мест история с приобретением авторитета и паствы повторялась).
Из ссылки Лука вернулся в Ташкент только в 1926 году, но вскоре снова попал под следствие по сфабрикованному уголовному делу. И был сослан на Север до 1933 года. Во время ссылки не прекращал заниматься научной работой и в 1934 году издал монографию «Очерки гнойной хирургии», которая приобрела мировую известность. А в 1937-м его снова арестовали за «создание контрреволюционной церковно-монашеской организации» и сослали в Красноярский край. Там он и получил известие о начале войны с нацистской Германией.
Признание властью, народная любовь
Во время Великой Отечественной Лука работал консультантом госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. Вместе с этим руководством Православной церкви ему было поручено управление Красноярской епархией с титулом архиепископа Красноярского. Тогда под руководством Луки среди прихожан для нужд фронта было собрано около миллиона рублей. В результате власти, упорно пытавшиеся растоптать врача-священника, были вынуждены признать его заслуги, и в декабре 1945 года Лука был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
А ещё через несколько месяцев за разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений ему была присуждена Сталинская премия первой степени в размере 200 000 рублей (из которых 130 тысяч рублей он передал детским домам). Тогда же указом он был переведён в Крым, став архиепископом Симферопольским и Крымским. В Симферополе поселился на улице Курчатова, в доме № 1, и, кроме церковных обязанностей, являлся консультантом местного военного госпиталя. В 1955 году полностью ослеп, что вынудило его оставить хирургию.
До самой смерти в 1961 году Лука активно проповедовал, и значение, которое он имел для крымчан, очень наглядно проявилось во время похорон. Тогда центральные улицы Симферополя оказались совершенно заполнены людьми, пришедшими проститься со своим святителем. Он был похоронен на кладбище у храма Всех Святых, близ нынешнего стадиона «Локомотив».
А 22 ноября 1995 года РПЦ канонизировала Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских.