Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Большие проблемы малой авиации

Почему тормозится развитие воздушного сообщения в Крыму

Крым по отношению к России сейчас в сложном географическом положении. Полноценного наземного сообщения нет, мост через пролив в начальной стадии строительства, паромный трафик недостаточно объёмный, а симферопольский аэропорт хотя и работает на полную катушку, но только с его помощью ликвидировать проблему невозможно. При этом такой транспорт, как малая авиация, — «за кадром». Во времена СССР малая авиация успешно работала в Крыму и брала на себя существенную долю перевозок, при Украине эту отрасль успешно «убили». Теперь же, при наличии всех необходимых факторов для её развития, наша малая авиация пробуксовывает.

Так было при СССР

Вплоть до начала 90-х годов прошлого века, на протяжении примерно трёх десятков лет, в Крыму довольно успешно работала так называемая малая авиация: самолёты Ан-2 и вертолёты Ми-2 и Ми-4. Были и критики этого дела, но факт остаётся фактом — любая бабушка могла воспользоваться услугами лёгкой гражданской авиатехники и прилететь на самолёте или вертолёте в свой населённый пункт, если там была оборудована посадочная площадка.

Например, согласно путеводителю по Крыму, изданному в 1988 году, воздушные путешествия из Симферополя можно было совершить в Золотое Поле, Керчь, совхоз «Кировский», Красноперекопск, Ленино, Межводное, Нижнегорский, Первомайское, Раздольное, Славное и в Советский. При этом продолжительность полёта на Ан-2 из Симферополя в Керчь занимала полтора часа, а стоил билет девять рублей!

А в Нижнегорский можно было добраться за полчаса за три рубля. Сейчас за такие рейсы частники-авиаторы, как удалось узнать «Крымскому Телеграфу», запросили бы примерно 15 и 5 тысяч рублей с человека соответственно. О современных же государственных расценках, которые явно были бы ниже частных, говорить не приходится — в Минтрансе признались, что не занимались такими вопросами никогда.

Раньше на маршрутах также работали вертолёты, которые связывали столицу полуострова с Южным берегом, в частности. Таким образом, пассажиропоток на линиях малой авиации в конце 1980-х составлял почти 10 тысяч человек ежегодно.

Кроме того, рейсы Ан-2 совершались регулярно на территорию Украины:

в Бердянск, Винницу, Запорожье, Кривой Рог, Мелитополь, Одессу, Полтаву, Черновцы и ещё в десяток населённых пунктов. Самый дорогой билет был из Симферополя в Черновцы — 22 рубля, а полёт длился почти шесть часов.

После распада СССР малая авиация в Крыму попала в полосу затяжного реформирования, которое закончилось исчезновением отрасли как таковой. Авиапарк был частично распродан, частично пошёл в утиль. А многие взлётно-посадочные полосы уже долгие годы не используются по назначению.

От идеи к практике

Идея возрождения малой авиации в Крыму звучала за минувший год неоднократно. Ведь польза от её работы очевидна для всякого, кто начинает изучать суть проблемы. Действительно, насколько бы упростилось сообщение через Керченский пролив, если бы в транспортировку курортников и их багажа включились лёгкие самолёты и вертолёты. Да и сообщение по территории полуострова получило бы новое развитие.

По оценкам специалистов, на весь Крым сейчас только полтора десятка пилотов, которые в состоянии справиться с подобной работой. А ведь, кроме пилотов, нужны ещё и техники, и диспетчеры... Нужно возрождать ставшие редкими теперь специальности.

Михаил Шеремет, первый заместитель председателя Совета министров Крыма:

«В республике важно восстановить инфраструктуру, необходимую для малой авиации. В том числе на горе Клементьева, где постройки находятся в удручающем состоянии. Будут выделены средства на их ремонт. И взлётную полосу заброшенной военной части неподалёку от Коктебеля надо реанимировать. Малая авиация очень актуальна, особенно учитывая, что мы фактически пока на острове».

Даже на уровне российского парламента поднимался этот вопрос.

Ольга Ковитиди, сенатор от Крыма в Совете Федерации:

«Было бы целесообразно развивать малую авиацию. В первую очередь мы заинтересованы в привлечении туристов. А для этого необходимо обеспечить максимальный доступ к курортным местам. И малая авиация, в том числе и вертолёты, в нынешних условиях подойдёт как нельзя лучше».

За год предпринимались неоднократные попытки перевести дело из разряда риторики в практическую плоскость. Федерация любителей авиации Крыма, например, подавала в Минтранс республики программу реанимации лёгкой авиации.

Программа вкратце такова:

• строительство и реконструкция взлётно-посадочных площадок и вертодромов;

• обеспечение технического обслуживания и ремонта воздушных судов;

• создание единой сети объектов инфраструктуры авиации общего назначения в Крыму;

• предоставление авиационных туристических услуг;

• улучшение инвестиционного и инновационного климата в авиационной отрасли;

• создание организации с государственно-частным партнёрством, которая будет обслуживать отрасль.

Предварительная цена вопроса — 300 миллионов рублей. Но, увы, ничем конкретным похвастать пока не получается.

Наталья Разинкина, пресс-секретарь Министерства транспорта Крыма:

«Идёт разработка программы развития малой авиации, но идёт тяжело, пока это очень сырой вопрос. Этим занимаемся мы и Минкурортов. Нет специалистов квалифицированных, которые могли бы этим заниматься в том плане, что есть много идей, но они финансово неосуществимы, к сожалению. Нужно много денег из бюджета выделять, этот вопрос затратный очень, а бюджет, увы, не резиновый. Вероятно, в ближайшие месяцы программа будет разработана, но пока имеем то, что имеем».

Ворох проблем

Основным камнем преткновения в деле развития гражданской малой авиации в Крыму специалисты считают налоги на авиатранспорт и на землю под взлётно-посадочные площадки. Также среди проблем — дефицит земель, которые можно было бы преобразовать в аэродромы. Чтобы создавать аэродромы, нужны ровные участки с подъездами к ним. Безболезненно можно сделать это, к примеру, в районе Евпатории. Но почти все подходящие участки находятся или в реестре земель сельхозназначения, или уже контролируются военными.

Андрей Елецкий, председатель правления Федерации любителей авиации Крыма:

«Проще восстановить аэропорты в Багерово, Нижнегорском и Кировском районах, чем переоформлять сельхозземли, менять целевое назначение, строить новые площадки. Есть люди на континенте, которые могут отдать самолёты в управление, но нам нужно убрать бешеные налоги на транспорт и землю, и государство должно выкупить некоторые земли, которые числятся как земли сельхозназначения, и отдать их в управление специально созданному предприятию по обслуживанию малой авиации. Тогда создадутся условия, при которых авиаторы и инвесторы реально заинтересуются этой темой».

И, разумеется, нужно учитывать затратность процесса. У государства сейчас, похоже, нет свободных средств на реанимацию этой отрасли, а частник десять раз подумает, прежде чем вложиться в рискованный бизнес. Только регистрация собственного самолёта потребует минимум 300 тысяч рублей.

Андрей Елецкий:

«На содержание своего самолёта, без стоимости его самого, в среднем в год нужно полмиллиона рублей, может и до миллиона дойти сумма — смотря какой самолёт. Если же говорить о взлётно-посадочных полосах, то вот пример: в Евпатории есть частный аэродром, хозяин которого Сергей Шевчук на сегодня отказался регистрировать его в связи с огромным налогом на землю. У него выходит 1 500 000 рублей в год, это не окупается».

При этом приземление в действующих гражданских аэропортах тоже чрезвычайно дорого. В аэропорту Симферополь, например, — 28 тысяч рублей с маленького самолёта.

Отдельно стоит сказать и об аэропорте Заводское в Симферополе. Раньше это был главный узел малой гражданской авиации на полуострове, но уже много лет взлёты и посадки здесь редкость. Некоторую активность проявляет лишь фирма, предоставляющая на коммерческой основе «услуги парашютных прыжков».

Аэропорт делят между собой ГУП «Универсал Авиа», курируемое Минтрансом республики, и симферопольский авиаспортклуб. Как удалось узнать газете «Крымский ТелеграфЪ», спор между двумя этими организациями далёк от вопросов восстановления малой авиации — делят сферы влияния и имущество. Ведь на территории аэропорта до сих пор множество перспективных строений, которые можно использовать для какого-нибудь бизнеса. А поле аэродрома при этом всё больше зарастает бурьяном.

Справка

Малая авиация — часть гражданской авиации общего назначения, гражданской коммерческой авиации, эксплуатирующая лёгкие и сверхлёгкие воздушные суда. Является частью глобальной транспортной системы многих развитых стран мира, служит гибким, быстрым и эффективным средством связи удалённых районов с деловыми центрами, образует транспортную сеть, которая дополняет, а по многим параметрам и превосходит такие транспортные системы, как воздушный, железнодорожный, речной или автомобильный транспорт, что обусловливает активный рост её популярности в последние годы.

Опыт других

Практика использования малой авиации сейчас широко распространена во многих регионах Российской Федерации. Больше всего — в Московской области, где есть даже воздушное такси, совершающее бюджетные рейсы в близлежащие пункты. Кроме того, лёгкие самолёты и вертолёты активно курсируют по Краснодарскому краю.

Крым мог бы воспользоваться и опытом Ульяновской области или Казани, где органы власти изменили статус нескольких участков сельхозземель, передав их для развития авиации. Установили льготную ставку налога на землю под аэродромами и вертодромами и снизили в 10 раз налог на авиатранспорт (с 25 руб. с каждой лошадиной силы до 2,5 руб.).

Первый частный

В ближайшем будущем один из российских бизнесменов начнёт возить желающих на своём вертолёте Ми-2 через Керченский пролив. В вертолёте восемь посадочных мест, и преодолеть 12 километров Керченского пролива он может за семь минут. Это же расстояние паром проходит примерно за полчаса. За преодоление Керченского пролива по воздуху придётся заплатить 2500 рублей. Детям до 12 лет — скидка 50%. На берегу со стороны Краснодарского края вертолёт будет ждать своих пассажиров в посёлке Ильича, это неподалёку от порта Кавказ. В Крыму посадка будет происходить за несколько десятков метров от порта Керчь.

Дмитрий СМИРНОВ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 336 от 10 июля 2015 года

Еще статьи:
Просмотров: 4377 |   Комментарии (7) Дата публикации: 13-07-2015

:: Комментарий #1 написал: мимоходом   |   13 июля 2015 15:42   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Не доросли мы ещё до малой авиации. И что Шеремет и Ковитиди специалисты в этом вопросе. Опять деньгт 300 млн. руб. и земля. Всё как всегда. Ну нет сегодня в Крыму спецов. Н почему не вспомнить о сельском хозяйстве, промышленности, которые будут приносить реальный доход. Опять денежка и земличка. Ну не тех мы выбрали. И я тоже. Голосовал за Аксёнова, а он привёл хапуг от куницина, тЫмошенко. Нормальные люди есть, но их близко не пустят к власти мелкие жулики. Большой жаль!

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Комментарий #2 написал: патриот Севастополя   |   13 июля 2015 18:35   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Ковитити, тебе 35 батарея не снится ???

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Комментарий #3 написал: мимоходом   |   13 июля 2015 19:52   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Ей куницин снится.

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Комментарий #4 написал: Гость   |   14 июля 2015 15:09   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0

Проблема малой авиации лежит больше в плоскости отсутствия нормативной базы, чем в аэродромах и летательных аппаратах. Появятся правила производства полетов легкомоторной авиации, появится и сама авиация. Вот с чего надо начинат.
Возрождение аэродром на горе Клементьева - замечательно, но это спортивный аэродром, а нужны авиаперевозки по Крыму.
Вот пример  Центра развития легкомоторной малой авиации в Вологодской области на базе ОАО «Корпорация развития Вологодской области»:
"Инициативу поддержал Губернатор Олег Кувшинников.

«На уровне Российской Федерации пока не создано достаточных условий для эффективного развития частной легкомоторной авиации. Нормативно-правовая база не позволяет полномасштабно осуществлять частные бизнес- или  туристские авиаперевозки, получать разрешения передвигаться в воздушном пространстве страны без уведомления соответствующих служб, – сказал глава региона, – Тем не менее, кому-то нужно делать первые шаги в этом направлении. Почему бы и не Вологодской области?».

Сегодня обслуживание воздушных судов малой авиации возможно осуществлять в Вологде, Череповце и Великом Устюге. При этом дополнительных инвестиций не требуется, так как на данных площадка имеется вся необходимая инфраструктура. Кроме того, возможно подключение к данному процессу Вытегры, Белозерска и Кич-Городка, где взлетно-посадочные полосы находятся в хорошем состоянии. Корпорация развития приступила к проработке вопроса развития легкомоторной авиации в феврале этого года. Ранее ее специалисты изучили возможность осуществления проекта на территории региона, разработали концепцию, представили план реализации на основании встреч и переговоров с представителями компаний-авиаперевозчиков, авиаспортивного клуба ДОСААФ России, Департамента культуры области, Департамента экономического развития области, Территориального  управления Росимущества области и другими потенциальными участниками реализации проекта"


Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Комментарий #5 написал: Гость   |   19 июля 2015 06:08   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Расслабьтесь
Награбленное впрок не пойдет 

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Комментарий #6 написал: попадопуло   |   5 ноября 2015 14:35   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Гость,
А вам и "ненаграбленное" впрок не пошло. Всё развалили за 23 года.

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Комментарий #7 написал: гость   |   26 ноября 2015 21:33   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Полностью согласен с комментарием №4. Нет у нас нормальных авиационных законов и правил для малой частной авиации,а те которые существуют не позволяют организовать авиаперевозки такого вида. Если честно выполнить все требования предъявляемые к аэродрому,персоналу и авиатехнике,то такие перевозки становятся абсолютно не рентабельными.Поэтому никто за них и не берется.  Ветер дует из Росавиации,а там сидят те кто ,как мне кажется,либо вообще слабо понимает суть вопроса,либо делает все это умышленно.Хотя, чего проще, изучить мировой опыт и постараться создать(хоть скопировать что ли)нормальные авиационные  законы и правила,удовлетворяющие текущей ситуации и современной жизни. 
Ведь кроме Крыма,в России есть масса таких регионов,где вообще нет дорог. Это Сибирь,Чукотка,Архангельская область и еще огромное количество поселков где сообщение возможно только по воздуху. Так что ждем,пока в Москве кто то пошевелится.

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Ноябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Ноябрь 2018 (49)
Октябрь 2018 (88)
Сентябрь 2018 (81)
Август 2018 (85)
Июль 2018 (84)
Июнь 2018 (83)