Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Условная память для безусловного гения

Памятник композитору Алемдару Караманову не могут установить почти десятилетие

Алемдар Караманов — музыкант с мировым именем, основоположник целого музыкального направления, член Союза композиторов СССР, автор гимна Республики Крым, народный артист, почётный крымчанин... В крымской истории — единицы людей такого уровня. При этом на полуострове не исполняются его произведения (кроме гимна, конечно), творческое наследие практически не изучается и почти на 10 лет завис процесс установки памятника этому гениальному человеку.

Алемдар Караманов — студент консерватории

Игнорируемая величина

В этом году музыка Караманова исполнялась в Ярославле и Перми, в Нью-Йорке и Санкт-Петербурге, в Москве и Омске. Если же обратить внимание только на ближайшее прошлое, то и география значительно расширится, и список исполнителей многократно увеличится. Но в этом списке нет Крыма, нет Симферополя, в котором родился, жил и творил без преувеличения великий композитор.

Почему? Здесь уместно говорить и о том, в каком состоянии находится наша музыкальная культура, и об отношении властей к личности Алемдара Караманова. Просто не укладывается в голове: автору официального крымского гимна, знаменитости мировой величины до сих пор не установили памятник на его родине!

«В Симферополе, возле музыкальной школы № 2 уже больше девяти лет лежит закладной камень, — рассказала „Крымскому Телеграфу“ дочь композитора Кристина Караманова. — На камне надпись, что здесь будет памятник Алемдару Караманову. Так сколько лет ещё будет стоять камень, а не памятник? В России сейчас устанавливаются тысячи памятников в городах, и это, как показывает практика, никакая не проблема. Только нашим властям нет дела. То же и с произведениями отца. Есть, к примеру, три спектакля, исконно крымских: „Легенда-быль Аджимушкая“, „Фонтан любви“ по Пушкину и „Блистающий мир“ по Грину, — которые с успехом шли во времена СССР. Предлагаю республиканскому музыкальному театру их ставить, причём весь авторский гонорар готова отдавать в фонд Крыма! Но дальше разговоров дело не идёт. Так и при Украине было, так и сейчас остаётся».

А ведь речь не просто об увековечении памяти, не о банальном расширении репертуара исполнителей, а о восстановлении национального достояния. За личностью Караманова, ярчайшего представителя русской классической школы, стоит не только уникальный пласт симфонической музыки, аналогов которой не было в мировой практике, но и культура, и история целой эпохи. Творчество этого человека — исходные коды, которые впоследствии конкретизировались и воплощались в самых разных сферах. Ведь недаром среди друзей Алемдара Караманова были выдающиеся учёные. Он очень интересовался физикой, изучал астрономию, космос. Собственно, само его музыкальное мышление, мышление глубочайшего симфониста, абсолютно созвучно космосу, его законам. Он слышал, как звучит Вселенная. Современному обывателю данное утверждение может показаться фантастикой или даже глупостью, но в этом-то и разница между образованностью и невежеством. Впрочем, и для образованного человека музыка Караманова сейчас, по сути, terra incognitа. И от тех, кто сегодня в Крыму принимает решения, зависит, будет ли так и дальше или что-то изменится.

Дом, где жил композитор, на улице, носящей теперь его имя

Биография: фрагменты и детали

Алемдар Караманов родился 10 сентября 1934 года в Симферополе. Практически вся жизнь его связана с домом на улице Войкова, которая находится за нынешним парком имени Шевченко и сейчас носит имя Караманова (переименована после смерти композитора, в мае 2007 года). Отец, Сабит Темель Кагырман, турок (Караманов — русифицированная версия фамилии отца), был убеждённым коммунистом, партийным секретарём. Мать, Полина Сергеевна Величко, — русская. Работала в библиотеке, но, имея музыкальное образование, подрабатывала уроками музыки. В доме Карамановых было фортепиано, и однажды трехлётний Алемдар заинтересовался инструментом.

«Как рассказывала бабушка, до трёх лет он музыку не переносил, начинал капризничать, кричать, а однажды подошёл и попросил научить, — вспоминает Кристина Караманова. — И за первый день полностью выучил все ноты, а на третий уже мог сам играть. Повторил серенаду Шуберта полностью. А с пяти лет начал сам сочинять».

Одарённого ребёнка, помимо общеобразовательной, отдали в музыкальную школу, после которой он поступил в музучилище, затем в Московскую консерваторию, в аспирантуру, где его педагогами были Дмитрий Кабалевский и Тихон Хренников. Алемдар Караманов был звездой московского музыкального мира, коллеги отдавали должное его таланту — как композиторскому, так и исполнительскому.

«Я однажды встретила на одном из концертов 90-летнюю преподавательницу консерватории, она преподавала предмет „чтение партитур“, — рассказывает Кристина Караманова. — И она сказала мне: „Знаете, так, как читал партитуру ваш отец, не читал даже Дмитрий Шостакович, это мой лучший чтец“.

А сам отец рассказывал, как однажды приезжал в консерваторию знаменитый итальянский композитор Луиджи Ноно, тот, который писал музыку к фильмам Феллини, и слушал, как студенты играют свои произведения. И Ноно назвал папу самым перспективным студентом. Это был высший пилотаж! Папа этим признанием всю жизнь очень гордился».

Кроме того, он был очень продуктивен и создавал произведения разных жанров, многие из которых позже были отнесены к золотому фонду советской музыкальной культуры. А в 1965 году на экраны вышел документальный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», к которому Караманов написал музыку. С этого и началась его всесоюзная известность. Но в это же время композитор принял решение покинуть Москву и вернуться на постоянное местожительство в Симферополь.

«Он знал, что может поломать себе карьеру, но московский железный ритм совершенно ему не подходил, — продолжает Кристина Караманова. — Понимал, что здесь, в Крыму, может сделать гораздо больше. Папа очень любил крымскую природу, сочинял на море, в парках, ему нужна была тишина. Тогда же Крым был тихим, а наша улица Войкова так вообще — один грузовичок в день проезжал».

Тогда же композитор обратился к вере, к православию и всю жизнь оставался очень религиозным человеком. Он начал писать духовную музыку — симфонические циклы по мотивам Евангелия («Совершишася») и Откровения («Бысть»), а также создал несколько произведений, отвечающих латинской традиции.

«В 1967 году в Симферополе он был крещён в Свято-Троицком храме, крестил его отец Леонид, — говорит дочь Караманова. — Это был полностью осознанный поступок».

Впрочем, творчество «крымского отшельника» не ограничивалось лишь религиозными произведениями. Алемдар Караманов писал музыку, вдохновляясь миром, жизнью, гармонией. И имел солидный авторитет, хотя по части быта оставался очень несоциализированным человеком. Непробивным, как теперь говорят. Это в полной мере сказалось в 90-х годах прошлого века, когда распался Советский Союз.

«Он жил в страшной нищете, — рассказывает его дочь. — Остался совершенно один, без средств к существованию. Союз композиторов перестал помогать, Киев не занимался им вообще. Он просто голодал, отключали за неуплату свет, газ... У нас праздник был, когда мы шли на рынок и папа покупал картошку и сайру в банках».

Гимн был дан свыше

В 1992 году Совет министров Крыма обратился к Алемдару Караманову с просьбой написать музыку гимна республики.

«Почему именно к нему? У нас тогда был Союз композиторов Крыма, в котором, конечно, были композиторы, но все знали, что среди всех есть некая абсолютная величина, автор мирового масштаба, — считает Кристина Караманова. — Эта музыка была написана специально для Крыма. Более того, он мечтал её однажды написать. Он изучил когда-то гимны разных стран и долго анализировал, каким должен быть крымский гимн. Отец считал, что эта музыка дана была ему свыше».

В симферопольском Детском парке. 1980-е годы

Момент откровения

Композитор, по его собственным словам, творил только по откровению. Он был мастером и мог бы создавать произведения, используя лишь профессиональные навыки, но это не было его целью.

«Отец садился работать в четыре часа утра, встречая вдохновение на свежую голову, правил предыдущие тексты, обдумывал новые. Без вдохновения не работал, — вспоминает Кристина. — Был такой случай. Он шёл с мамой в магазин, в Центральный универмаг, и, подходя к универмагу, вдруг остановился, замер, поднял глаза к небу и простоял так больше трёх часов, бездвижно. Люди ходили, смотрели, мол, какой-то чудной дяденька... Мама его не трогала, знала, что нечто важное происходит. А потом он говорит: „Елена, бегом домой!“ Они возвращаются, он садится и от начала до конца исполняет на рояле то, что потом получило название „Совершишася“, цикл из десяти симфоний по Евангелию. Они прозвучали в его голове за эти три с лишним часа. Ровно столько времени, сколько звучит в итоге это произведение».

Закладной камень возле музыкальной школы № 2

Секрет изобретателя

Алемдар Караманов был не только изобретательным композитором, но и изобретателем в прямом смысле этого слова. К примеру, он изобрёл пишущую машинку, которая записывала на нотном листе ноты, исполняемые на рояле, от которого к машинке тянулись провода. Конструкция и принцип изобретения остались секретом — машинка хранилась в квартире Карамановых, и Алемдар Сабитович скрывал её от всех. Однажды в дом пожаловали американцы, узнавшие о необычном изобретении, с предложением продать его. Но композитор отказал, надеялся, что его ноу-хау заинтересуется собственная страна. Страна не заинтересовалась...

Светлый штрих

В 1996 году в Крыму был организован Международный конкурс молодых пианистов имени Алемдара Караманова. За прошедшие годы его участниками стали более 300 молодых музыкантов из 23 стран мира. В этом году в ноябре будет 10-й, юбилейный конкурс, который пройдёт в Симферопольском музыкальном училище. На данный момент этот конкурс — единственное мероприятие на полуострове, имеющее отношение к творчеству композитора.

Дмитрий Смирнов
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 343 от 28 августа 2015 года

Еще статьи:
Просмотров: 2930 |   Комментарии (1) Дата публикации: 28-08-2015

:: Комментарий #1 написал: мимоходом   |   31 августа 2015 14:46   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Константинов не скупись. Консоль не обеднеет. Великий русский композитор достоин!

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Август 2019 (70)
Июль 2019 (89)
Июнь 2019 (84)
Май 2019 (68)
Апрель 2019 (87)
Март 2019 (92)