Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Тайна вокзальных часов. Две башни

Творение архитектора Алексея Душкина расшифровывают до сих пор

Плоды трудов человека, которые принято называть выдающимися, никогда не бывают просто, например, красивой картиной, музыкальным произведением, скульптурой или, скажем, архитектурным объектом. В них всегда заложена сумма смыслов, уникального опыта — многослойный культурный код. В них есть не только мастерски выраженная мысль — загадка для непосвящённых, — но и зашифрованное послание, механизм, призванный изменять окружающую среду и влиять на людей, в ней находящихся. Всё это относится и к симферопольскому вокзалу, полному как тайн, так и удивительных открытий, и к его побратиму — сочинскому вокзалу.

Судьбоносное решение

Гармония форм и пропорций, тонкое сочетание лаконизма и экспрессии архитектурных приёмов, смелое использование религиозной и мистической символики — вот особенности зданий вокзалов, уже седьмое десятилетие украшающих Симферополь и Сочи.

Работал над их проектами знаменитый в своё время архитектор Алексей Душкин, человек ярких дарований и трагической судьбы. Он родился в 1903 году в Харьковской губернии, в небогатой, но приличной семье. Отец был почётным гражданином Вологды и работал управляющим имений и экономий. Образование Алексей Душкин получал сначала в Харьковском мелиоративном институте, затем на химическом факультете технологического института, а потом резко сменил специальность и перевёлся на инженерно-строительный и архитектурный факультеты. А в начале 30-х годов прошлого века в его жизни случился внезапный взлёт ему доверили создание нескольких важнейших объектов в Москве.

Ольга Сергеева, архитектор-реставратор:

«Душкину, помимо прочего, доверили работу на главном строительном объекте тогдашней Москвы — метрополитене. И молодой архитектор проявил себя талантливым специалистом. Станции, им спроектированные, — в числе лучших».

Вероятно, тогда впервые в его работах проявилось и увлечение религиозной архитектурой. Особенно ярко это выразилось при создании станции «Дворец Советов». Председателю комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) Лазарю Кагановичу кто-то доложил, что Душкин якобы подражает создателям египетского храма Амона в Карнаке, создав ансамбль с похожими колоннадой и сводами. Однако архитектору удалось избежать каких-либо серьёзных последствий — то ли сказалось высокое покровительство, то ли его фраза о том, что «у них дворцы для богов, а у нас — для народа», оказалась достаточным аргументом. Более того, Алексей Николаевич продолжал создавать проекты в том же духе. Сам он писал: «Моё архитектурное кредо — станция „Кропоткинская“. При создании её проекта пришлось обратиться к анналам египетской подземной архитектуры. Верх колонн, освещённый масляными плашками в подземных лабиринтах пирамид, взят за основу конструктивного решения. Оно отражает ту функциональную реальность, которой должно отвечать».

А спустя десять лет он взялся проектировать архитектурный комплекс, появление которого сыграло роковую роль в его судьбе...

Роковой поступок

Открытие нового симферопольского железнодорожного вокзала состоялось в 1951 году. Триумфальный, белокаменный, с 42-метровой башней. Работать над этим проектом архитектор начал в 1945 году, а строительство велось пять лет. На открытии присутствовал один из ближайших соратников Сталина, заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР Климент Ворошилов, что свидетельствовало о высочайшем внимании к объекту со стороны советского руководства.

Примерно тогда же велось и строительство сочинского вокзала, открытого в 1952 году.

Эти два объекта при всей своей яркой индивидуальности явно похожи, причём не только внешне (правда, башня вокзала в Сочи выше — 55 метров), но и в плане сокрытой в их архитектуре особой концепции, можно даже сказать — метафизической, весьма далёкой от общепринятой в то время идеологии.

И вскоре начались неприятности. В ноябре 1955 года выходит постановление Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в котором указывается, что «наибольшие излишества допущены в зданиях вокзалов, построенных по проектам архитектора Душкина». Министерству транспортного строительства было поручено освободить от должности, а затем и «подвергнуть тюремному заключению со взысканием главного архитектора Мосгипротранса товарища Душкина».

Тогда же были изъяты и закрыты вместе с материалами следствия по этому делу и все бумаги, которые могли бы популярно объяснить замыслы архитектора.

Например, самое выразительное зашифрованное послание — на циферблате башенных часов, где выстроились по кругу двенадцать знаков зодиака. Но в неправильной последовательности и без трёх традиционных знаков: Телец, Дева и Весы заменены на Гончих Псов, Лебедя и Змея. Считается, что архитектор расположил созвездия беспорядочно. Но и в случайность, в простую ошибку не верится, ведь все эти полутораметровые фигуры созвездий нужно было представить в эскизах, изготовить, установить... Кстати, циферблат симферопольских часов практически идентичен сочинскому, за исключением лишь одного знака: не хватает Скорпиона, отвечающего за силу воли, решимость.

Ирина Журавлёва, астролог:

«Зодиак является символом двенадцати созвездий, через которые каждый день проходит солнце, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Расположение знаков на зданиях симферопольского и сочинского вокзалов не случайно. На них отображён крест: Водолей напротив Лебедя и Рак напротив Козерога.

В астрологии это называется угловым домом. Автор зашифровал в нём описание народа или страны, живущей на этой территории. Он показал, что речь идёт о стране свободолюбивой, расположенной у морей, что люди преданно любят свою землю и будут всегда стоять за её свободу и независимость».

Версий всё больше

Да и само расположение симферопольского, и сочинского вокзалов образует раскинутый на сотни километров ансамбль. Дело в том, что фасад симферопольского вокзала смотрит на восходящее солнце 21 декабря, когда начинается астрологический год. А фасад сочинского развёрнут в противоположную сторону — на закат. Учитывая, что симферопольский зодиак раскрашен красным цветом, а сочинский — чёрным, это кажется вполне символичным.

Версий, с разной долей достоверности объясняющих сакральный смысл, сокрытый в архитектуре вокзалов, с каждым годом всё больше. Есть даже мнение, что зодиаки нужно исследовать математическими методами. Якобы мы имеем дело с кодом, неким зашифрованным алгоритмом, который может раскрыть секрет архитектора — оставленную для потомков фирменную формулу или мысль. Вместе с тем, может быть, дело просто в личной фишке зодчего. Мол, у каждого мастера есть фирменные знаки, так вот зодиаки на вокзалах в Сочи и Симферополе таковыми и являются. Тем более что в то время среди советской богемы была устойчивая мода на экстрасенсов, восточные учения, астрологию и прочую метафизику.

Дмитрий СМИРНОВ
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 355 от 20 ноября 2015 года

Еще статьи:
Просмотров: 2632 |   Комментарии (0) Дата публикации: 26-11-2015

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Ноябрь 2019 (35)
Октябрь 2019 (88)
Сентябрь 2019 (87)
Август 2019 (88)
Июль 2019 (89)
Июнь 2019 (84)