Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Первая электрификация Крыма

Провозгласить энергетическую независимость полуострова пытаются уже почти полтора века

Сегодня мы все с нетерпением ждем пришествия электричества на крымскую землю. И надеемся, что свет с другой стороны пролива сделает полуостров энергетически независимым... Независимым? Скорее снова осчастливленным благами цивилизации. Ведь энергетическую независимость для крымчан пытаются создать вот уже более века.

Остатки «ветряка» на Ай-Петри

Услуга для избранных

Первая электростанция появилась в Крыму в далеком 1896 году. Она дала ток для освещения театра и центральных улиц Симферополя, но общую ситуацию не изменила: фактически до начала 30-х годов прошлого века все остальные города и сёла полуострова вечером погружались во тьму. Электричества не было даже в портах.

После установления советской власти всё стало меняться. Но Советы и не помышляли об энергетической независимости полуострова, они отдавали себе отчёт, что крымское хозяйство всегда зависело и будет зависеть от поступления жизненно важных ресурсов извне, и этот постулат особенно справедлив, когда речь идет о топливе и электроэнергии.

Советский план электрификации Крыма предусматривал использование нефти, доставляемой из Батуми, но это лишь на первых порах. В дальнейшем всё же посчитали более разумным использовать донецкий и ткварчельский уголь, хотя и этот вид топлива вынуждены были во-зить морем.

Кстати, идеология всеобщего равенства не помешала появлению в Крыму привилегированного «электро-класса» — к 1936 году на деньги, выделенные американским фондом «Джойнт», было электрифицировано 55 из 85 еврейских колхозов. Именно в этих колхозах родилась и подрастала советская распределённая энергетика, мелиорация, промышленное виноделие, кролиководство, свиноводство и т.д. Для сравнения, в целом по стране доля электрифицированных колхозов тогда составляла всего-навсего 3%.

Ленин у карты ГОЭЛРО (план электрификации страны)

Ветреные мечтатели и их оппоненты

Поистине революционным для того времени стало решение построить в Крыму электростанции, использующие энергию ветра. К началу 30-х годов во всех странах мощность подобных установок составляла до 60 кВт. В Крыму же решили не мелочиться — начали сразу со ста. Провозглашалось: «Ветер — единственная возможность стать энергетически независимыми».

В 1931 году около Балаклавы была построена мачта высотой 65 м. Проект разработал Владимир Шухов. Ветроагрегатат с колесом 30 м в диаметре создали в ЦАГИ. И всё, казалось бы, получилось: станция успешно проработала до боевых действий 1941 года, когда была взорвана и уже не восстанавливалась.

Эта станция стала отнюдь не единственной попыткой ради энергетической независимости полуострова пустить деньги на ветер (в хорошем смысле). В 1932 г. был объявлен всесоюзный конкурс на проект Крымской ветроэлектростанции. Строить её собирались с целью обеспечения электроэнергией всего Южного берега Крыма. Над проектом корпели лучшие специалисты всех профильных институтов необъятного Советского Союза, но все их идеи оказались ничтожны перед полётом мысли весьма примечательной личности — бывшего прицепщика вагонов, автора псевдонаучного труда «О межпланетных путешествиях», мечтателя и фантазёра, пребывавшего на момент проведения конкурса в тюремных застенках за вредительство. Звали этого человека Юрий Кондратюк. В то время как профильные институты не замахивались на создание агрегатов мощнее 5 МВт, Кондратюк задумал станцию в 12 МВт! Пришлось его выпустить на свободу, где он в сотрудничестве с архитектором Николаем Никитиным с энтузиазмом взялся за дело.

Кондратюк и Никитин предложили возвести железобетонную мачту высотой 165 м в четырёх километрах от вершины Ай-Петри и разместить друг над другом два трёхлопастных пропеллера-ветродвигателя диаметром 80 м каждый. В 1937 году на Ай-Петри появился железобетонный «стакан» — фундамент для мачты. Этот стакан, кстати, сохранился до наших дней, как памятник выношенной, но увы, мертворождённой идее...

Осуществлению грандиозных замыслов помешала смерть наркома Орджоникидзе, который, как сказали бы сейчас, являлся «крышей» проекта. Само собой, мертвый нарком стал объектом для всякого рода «расследований». Копание в грязном белье человека, который уже не мог защищаться, привело к тому, что практически все подшефные ему проекты признали ошибочными. Строительство Ай-Петринской мачты сочли, мягко говоря, неразумным. Мол, при ураганном ветре все это сооружение вырвет с корнем, вернее с бетонным стаканом. Следовательно, инвестировать грандиозную стройку и дальше, значит пускать деньги на ветер (в плохом смысле этих слов). В 1938 г. строительство прекратили. Автор проекта Юрий Кондратюк в Великую Отечественную ушел на фронт и погиб. Но идея выжила. Спустя три десятка лет Николай Никитин построил-таки мачту своей мечты. Она до сих пор никуда не улетела, не упала, и никто не сказал про нее «деньги на ветер». Эта мачта — Останкинская телебашня в Москве.

А в Крыму 30-х довольствовались возведением более приземлённых объектов. В 1937-38 годах на полуострове ввели в эксплуатацию две крупные для того времени электростанции — в Севастополе и Керчи. Они и по сей день не прекратили работу.

(Продолжение следует)

Елена БОНДАРЮК
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 357 от 4 декабря 2015 года

Еще статьи:
Просмотров: 3500 |   Комментарии (2) Дата публикации: 10-12-2015

:: Комментарий #1 написал: Гость Кафы   |   13 декабря 2015 16:01   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Но Советы и не помышляли об энергетической независимости полуострова, они отдавали себе отчёт, что крымское хозяйство всегда зависело и будет зависеть от поступления... извне
Опщем клятые Советы держали Крым на привязи, гады... Вот же дура Хотите об этом поговорить?

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Комментарий #2 написал: Сибиряк   |   13 декабря 2015 21:25   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
автора псевдонаучного труда «О межпланетных путешествиях»

ничего себе псевдонаучного, американцы благодаря ему на луну слетали см. Трасса Кондратюка. И строил он неплохо, за построенный элеватор Мастодонт его НКВД арестовало (прямо как автор статьи разоблачили что халтуру сделал без единого гвоздя). Но элеватор пережил СССР.

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Август 2019 (66)
Июль 2019 (89)
Июнь 2019 (84)
Май 2019 (68)
Апрель 2019 (87)
Март 2019 (92)