Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Свет ученья в сельской тьме

С какими проблемами сталкиваются работники сельских школ

Казалось бы — не медвежий угол, не тайга глухая. И поддержка от государства — какая только пожелаешь. А всё равно дети, как и в позапрошлом столетии, до школы пятнадцать километров добираются на своих двоих. Об этой и других проблемах сельских школ в Крыму, а также о перспективах их решения узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».

Где ты, школьный автобус?

В степных регионах полуострова находятся десятки удалённых сёл, дети из которых не имеют возможности самостоятельно добираться в ближайшую школу, поскольку расположена она, как правило, в десяти-пятнадцати километрах от дома. Поэтому для этих районов школьные автобусы не роскошь, а суровая необходимость, без которой многие дети просто выпадут из образовательного процесса.

Впрочем, как оказалось, и с автобусами тоже умудряются выпадать. Так, например, в конце октября прошлого года в Ленинском районе из-за технической неисправности встал один из школьных автобусов и учащиеся из трёх отдалённых сёл на две недели получили дополнительные каникулы прямо посреди четверти.

Как рассказывают жители Джанкойского района, помимо постоянных поломок, бывают и другие проблемы: водитель заболел, и ему нет замены, деньги на топливо закончились, и район долго тянет с оплатой, погода испортилась настолько, что автобус не проедет. Одним словом, даже при наличии школьного автобуса по бумагам, далеко не каждый день этот транспорт есть по факту. И уж тем более, если свой технический ресурс машина исчерпала пару лет назад.

Денег не хватило?

Для того чтобы узнать, какие шаги предпринимают в министерстве образования, науки и молодёжи для обеспечения бесперебойного процесса школьного образования, в том числе и для детей из удалённых сёл, «Крымский ТелеграфЪ» направил в профильное ведомство информационный запрос.

Согласно официальному ответу за подписью первого заместителя министра образования Натальи Журбы, потребность в школьных автобусах на конец прошлого года составляла 116 единиц на сумму более 230 миллионов рублей. При этом замглавы министерства в своём ответе подчеркнула, что министерством в 2015 году приобретено 82 школьных автобуса по полтора миллиона за единицу.

Число закупленных машин нам показалось очень знакомым и вскоре выяснилось, что в конце позапрошлого года за средства федерального бюджета правительством Республики Крым было закуплено ровно 82 школьных автобуса, ключи от которых в торжественной обстановке вручал лично глава республики Сергей Аксёнов. Или минобраз записал эти машины в свой актив на этот год, или два года подряд в Крым завозилось ровно по восемьдесят два автобуса...

К чему эти разбирательства про количество единиц, сроки и включения в свой актив? Всё дело в том, что помимо уже купленных в позапрошлом году машин, согласно государственной программе развития образования и науки, в 2015 году на эти цели было заложено 48 миллионов рублей. И, вполне вероятно, за весь год эти средства не были потрачены по назначению. А это по меньшей мере ещё три десятка машин и сотни школьников, которые могли бы уже в этом году не пропускать занятия и не добираться в школу и обратно за десятки километров.

Правда существенно сократить остроту проблемы чиновники обещают уже в этом году, доверительно сообщая о том, что в бюджете на эти цели предусмотрена сумма в 150 миллионов рублей. Хватит ли этих денег на 100 автобусов, как планировалось, или к моменту поступления средств цена за единицу вырастит вдвое, а то и втрое, пока не известно.

Кадропад

Второй по актуальности для сельских школ Крыма проблемой, безусловно, считается вопрос обеспечения профессиональными кадрами. Молодые педагоги категорически не желают связывать свою жизнь с сельскими школами, которые находятся в отдалённых регионах. И даже в районных центрах дефицит преподавателей весьма и весьма ощутим.

Однако, как оказалось, на сегодняшний день не только имеется проблема дефицита педработников, но и реальная угроза тотального увольнения директоров, особенно из отдалённых сёл. В первую очередь это связано с особенностями новой правовой системы, в которой директор является руководителем юридического лица и несёт самостоятельно все расходы по его регистрации, отчётности, соблюдении мер безопасности и уборке территории.

Как заявил директор Заветненской общеобразовательной средней школы Ленинского района Евгений Никитин, ещё в ноябре прошлого года в десяти из двадцати девяти школ района руководители написали заявления об увольнении, не желая оплачивать нужды школы из своего кармана, а также иметь регулярные проблемы с контролирующими и надзорными органами. А затем ещё добавились и графики отключения света, которые в большинстве сельских районов до сих пор никто не отменял.

Евгений Никитин, директор Заветненской школы:

«Мы, директора, с зарплатой в 25 тысяч рублей обязаны в приказном порядке оформлять все документы за свой счёт, платить штрафы, налоги и так далее... У меня лично, да и у многих, с кем я общаюсь по долгу службы, возникают подозрения, что наши руководители являются агентами иностранной разведки, как бы это смешно не звучало».

Такие как все?

Ещё одна, возможно, не самая актуальная, но тем не менее остро-социальная проблема, которую нельзя оставлять без внимания — внедрение инклюзивного образования, о котором ещё пару лет назад в сельских школах никто и слыхом не слыхивал. Инклюзивное образование — это возможность для детей с ограниченными физическими возможностями учиться в одном классе с другими детьми.

Про само инклюзивное образование в Крыму стало модно говорить ещё лет пять назад, однако практически сразу выяснилось, что за разговорами не следует никаких реальных действий. Когда первая на полуострове экспериментальная школа с элементами инклюзивного образования оказалась без пандуса, стало ясно, что у чиновников в профильном ведомстве нет особого желания заниматься этими вопросами.

Однако на сегодняшний день, согласно государственной программе развития образования и науки, на эти мероприятия предусмотрено без малого миллиард рублей и очень важно было бы знать, насколько эффективно и равномерно будут распределены эти средства.

Судя по ответу на информационный запрос за подписью первого замминистра Натальи Журбы, на сегодняшний день завершены работы для создания равных условий обучения детям с физическими ограничениями в 33 школах, а к концу следующего года их будет уже более сотни. Из тех, которые уже готовы принять на учёбу детей-инвалидов, сельских и поселковых школ больше половины, что, конечно же, радует. Как будет идти работа в этом направлении далее, покажет лишь время. А насколько эти учреждения действительно соответствуют требованиям к инклюзивному образованию, мы расскажем в одном из ближайших номеров по результатам собственной проверки.

Аркадий ЛУКИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 363 от 22 января 2016 года

Еще статьи:
Просмотров: 2529 |   Комментарии (0) Дата публикации: 25-01-2016

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Август 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Август 2020 (15)
Июль 2020 (90)
Июнь 2020 (76)
Апрель 2020 (11)
Март 2020 (86)
Февраль 2020 (85)