Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Археология знания
Логин Пароль

Саша Николаева: «Я люблю Крым. Патриотизм это или нет — не знаю»

Автор знаменитого крымского фотоальбома рассказала еженедельнику «Крымский ТелеграфЪ» о своём новом проекте

 

Свою любовь к краю, в котором родилась, крымский фотокорреспондент Саша Николаева мечтает разделить со всем миром. Уже пять лет её фотоальбом «Крым через сто лет» является одним из самых покупаемых в Крыму. Его везли на подарки в Европу, Америку, в бывшие страны Союза. Сейчас Саша готовит к изданию двухтомник уникальных фотографий о жизни на полуострове.

 

— Что это будет за фотосборник?

— В него будут входить два тома. В одном — природа и фестивали Крыма (самые крупные, интересные фестивали, которые проходят в Крыму, им не один десяток лет), в другом — Крым в период вхождения в состав России. Причём, не политическая, а культурная жизнь полуострова: визиты артистов, которые поддерживали крымчан в этот период, творческие встречи. Это не протокольные съёмки встреч, это — эксклюзив, закулисная сторона. Детализировать не хочется, пусть останется интрига. Единственное, скажу, что российская тема возникла сама собой, её в планах не было. Но в тот период происходило столько событий, что невольно пришлось задуматься о создании второго тома.

— Как возникла идея фотоальбома?

— Когда я только начала работать, сразу решила: как только у меня накопится солидный архив, я его обязательно покажу людям. Как фотокорреспондент в своей работе я сталкиваюсь с разными людьми: политиками, артистами и часто могу видеть их с неожиданной стороны, так, как не увидит никто. Многие визиты известных людей в Крым сто лет назад не зафиксированы, и порой случаются споры, действительно ли был этот человек в Крыму. Мне хочется, чтобы в будущем таких споров не было. Чтобы наши достойные современники остались в памяти потомков. Недавно умер актёр Лев Дуров, я его фотографировала, когда он приезжал в Крым. Человека уже нет, а память о нём, запечатлённая на фотографиях, сохранится надолго. Для этого и нужны такие альбомы, их изданием я и занимаюсь. Проект будет выходить на двух языках — русском и английском. Я бы сделала его и на крымскотатарском, и на украинском, но в альбоме уже 800 страниц, тогда он получился бы неподъёмным! Английский — универсальный, он для гостей из-за рубежа, чтобы они могли увезти альбом с собой и показать его там своим друзьям, знакомым.

— На какой стадии сейчас проект?

— Ведём переговоры с меценатами — положение не из лёгких. Если найдутся желающие поучаствовать в финансировании проекта, буду очень рада. Конечно, человек в этом случае денег не заработает. От себя могу гарантировать половину тиража, портрет мецената и рекламу бизнеса в издании. Это всё, что могу предложить. Я не хочу никого уговаривать. Мой альбом для людей, которые увлечены, которым интересен Крым. И человек, который решит вложить в его издание деньги, останется в истории. Пройдёт сто лет, и наши потомки смогут увидеть, каким был Крым, как выглядели люди, которые тут жили, возможно, кто-то найдёт на фотографиях своих предков.

— Больше года Крым находится в составе России. Как фотокорреспондент вы много общаетесь с людьми. Какие изменения произошли на полуострове, насколько поменялась жизнь, сами люди?

— Настроения разные. Общую радость я успела зафиксировать. А дальше предстоит много работы — всё только начинается. Большинство это понимает. Поэтому каждый на своём месте должен делать всё, что от него зависит.

— Вы считаете себя патриотом Крыма?

— Я люблю Крым. Патриотизм это или нет — не знаю. Для меня Россия и Украина — одно целое, а вот Крым — это что-то особенное. Во-первых, он многонационален. Во-вторых, у нас уникальное сочетание моря, гор, степей, лесов. Только от этого уже захватывает дух. Иностранцы, которые к нам приезжают, говорят, что у нас удивительный край.

— Для журналиста важно быть объективным. В профессии фотокорреспондента так же, или он может позволить себе быть субъективным? Скажем, если не нравится человек, то можно показать его в неприглядном виде?

— Фото для меня — факт неопровержимый. Если я снимаю какое-то событие или людей, я снимаю их такими, какие они есть. И даже не вмешиваюсь в саму ситуацию. Я — наблюдатель, и выбираю такие ракурсы, чтобы не потерять сюжет, чтобы было понято, что происходит. Я не буду специально выжидать момент, когда человек моргнёт или зевнёт, но с другой стороны не буду пренебрегать кадром, который отражает реальную картину. Из песни слов не выкинешь.

— Чтобы снимать политиков, надо ли разбираться в политике?

— Когда я фотографирую политиков, я вне политики. Я просто наблюдаю за той или иной личностью.

— Кого или что интереснее всего снимать?

— Мне интересно всё. Но, как правило, времени на всё не хватает. Поэтому делаю выбор в пользу самых масштабных мероприятий. Стараюсь захватить всё самое интересное в свой объектив, чтобы люди, просматривая мои альбомы, могли окунуться в ту или иную атмосферу.

— Несколько лет назад вы выпустили альбом «Крым через сто лет». На тот момент идея была новая, уникальная: сравнить разные уголки Крыма, зафиксированные на фото сто лет назад, с тем, как выглядит это место сейчас. Есть желание его продолжить?

— Не вижу смысла. Мне кажется, мы сделали всё, что могли. Кстати, благодаря этому проекту я открыла для себя Крым заново. Помню, как мне попал в руки старинный снимок, красота природы на нём просто завораживала. Я сразу не прочитала, что сделан он был в Крыму, когда увидела, удивилась. Это была Ялта. Тогда и пришла идея сравнить Крым сто лет назад с Крымом современным. Я объехала весь полуостров. Отчасти это было печальное путешествие, потому что это был совершенно другой Крым, неузнаваемый. И если бы житель того времени попал бы сюда сейчас, он бы подумал, что находится в другом регионе.

— Какие, на ваш взгляд, самые несохранившиеся города?

— Пожалуй, Ялта. Некоторые фотоидеи идеями так и остались, потому что места, которые были на старых открытках, либо поросли бурьяном, либо полностью разрушены, либо изуродованы застройки. Саки меня тоже неприятно удивили.

— Какие у вас любимые места в Симферополе?

— Я его люблю в любом состоянии. Таким, какой он есть. Надеюсь, его приведут в порядок. Визитка нашего города — центральные старинные улицы. Здесь начинался город, это его сердце. Но его не видно из-за гор мусора. Это обидно. Ещё одна боль, о которой не могу не сказать — застройка исторического центра. Считаю преступлением давать разрешение на надстройки на старинных зданиях. Как на улице Горького.

— Профессия фотографа сегодня выходит в тираж. Каждый, у кого есть фотоаппарат, уже считает себя фотографом. Работать стало тяжелее?

— Фотографам всегда было сложно, каким бы хорошими они не были. С одной стороны, в руках фотоаппарат — ты без хлеба не останешься, можешь заработать. С другой стороны, это даже не профессия, а образ жизни. Фотографы, с которыми я сталкиваюсь, в основном, мои друзья, и конкурентами я их не считаю. Каждый найдет свою «точку», свой ракурс.

— Что, по-вашему, главное в профессии фотокорреспондента?

— Вообще в фотографии главное — видеть. Для меня, это что-то вроде озарения. Например, разговаривая с человеком, видишь, что на него удачно падает луч света или как-то собеседник интересно повернулся, или посмотрел, и ты невольно думаешь — вот это портрет! Или, например, люди спешат на работу в дождливую погоду, пытаются скорее скрыться от дождя, а фотограф обязательно остановится возле лужи, потому что вдруг увидел в ней какие-то невероятные отражения домов, птиц или ещё что-нибудь. Если говорить о репортажной съёмке, то в первую очередь важна скорость реакции. Фотокорреспондент не должен спать на ходу, должен видеть события наперёд. Улавливать мысли персонажа: куда человек сейчас пойдёт, и что будет делать, чтобы его опередить.

— На что вы готовы ради хорошего кадра? Чем можете пожертвовать?

— Для меня не понятна постановка вопроса. Что значит, на что готова? Вопросов никаких не стоит, я вижу кадр и делаю его! Если для кого-то это безумие или риск для жизни, то для меня это счастье сделать необычную фотографию.

— Часто ли бываете недовольны своей работой?

— Иногда расстраиваюсь, что можно было бы сделать ещё больше интересных снимков.

— Сами фотографироваться любите?

— Мне это не интересно. Если бы я хотела фотографироваться, стала бы фотомоделью. А мне нравится контролировать процесс.

— Вы производите впечатление счастливого человека.

— Я на самом деле счастливый человек — я нашла своё призвание. У меня есть дело, и я его люблю.

Илона Тунанина
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 363 от 22 января 2016 года

Еще статьи:
Просмотров: 2617 |   Комментарии (1) Дата публикации: 23-01-2016

:: Комментарий #1 написал: мимоходом   |   23 января 2016 13:28   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Фотоальбом нужен. НО... ротару спонсирует АТО, а галкин с пугачихой каким боком. Достаточно много выходцев из Крыма известных. А иногда и простые люди гораздо интереснее, чем вся эта ПОПса- тусовка.

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2017 (38)
Ноябрь 2017 (85)
Октябрь 2017 (93)
Сентябрь 2017 (87)
Август 2017 (96)
Июль 2017 (88)