Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Код Куинджи. Часть первая

Архип Куинджи

 

Художник, который оставил потомкам несметное множество загадок, и в наше время вызывает огромный интерес у любителей живописи.

 

Определить дату рождения

Биография знаменитого российского художника Архипа Куинджи застаёт исследователей врасплох с самого момента отсчёта. И что самое интересное, биографы попадают в тупик не по причине отсутствия информации, а как раз из-за её избытка. Так, в силу неизвестных по сей день обстоятельств, в архивах хранится не один его паспорт, а целых три. В одном из них день рождения Архипа Ивановича отмечено 1841 годом, во втором — 1842-м, в третьем — 1843-м. В том, какая из этих дат наиболее вероятная, биографы расходятся.

Могила художника

Так, достоверно известно о существовании копий двух документов (находящихся в экспозиции Художественного музея им. Куинджи, Мариуполь), которые заставляют полагать годом рождения 1841-й, ограничивая его первыми тремя месяцами — январь, февраль, март.

Первый документ — копия запроса канцелярии Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге лично Архипу Куинджи, сделанного в 1908 году, за два года до смерти художника, о дате его рождения. В запросе указано: «Канцелярия Императорской академии художеств имеет честь покорнейше просить не отказать сообщить год, месяц и число Вашего рождения». Архип Иванович прямо на присланной бумаге собственноручно вывел чёрной тушью: «1841, январь», правда потом «январь» вычеркнул.

Второй документ — копия выписки из церковной метрической книги за 1875 год о венчании художника и Веры Шаповаловой-Кечеджи. В графе лета жениха указывается: 34 года, лета невесты — 20. Путём элементарных арифметических действий (1875 — 34 = 1841) получаем в качестве даты рождения Куинджи 1841 год.

Однако существуют и другие документы, в разное время выданные Архипу Ивановичу управой города Мариуполя, советом Академии художеств и другими учреждениями. На основании этих бумаг наиболее вероятной датой рождения Куинджи следует считать 1842 год.

Существует ещё одно мнение, которое нельзя игнорировать. Это мнение первого и наиболее авторитетного биографа художника — Неведомского (псевдоним писателя Михаила Миклашевского). В работе «Архип Иванович Куинджи. Биография-характеристика» он пишет: «Биографический материал, которым мы располагаем, к сожалению, далеко не богат. Сам Архип Иванович не оставил никаких записей или дневников. Более того, даже переписки никакой не оставил: он, по-видимому, не признавал этого способа общения с людьми, почти ограничиваясь личной, устной беседой. Но относительно зрелой поры его деятельности у нас есть живой материал в виде устных рассказов и воспоминаний о нём, сообщённых нам близкими ему людьми, товарищами и учениками, и это в известной мере восполняет отсутствие материала писанного. Зато ранняя пора жизни Архипа Ивановича может быть освещена лишь довольно скудным светом. Для неё мы располагаем только отрывочными сведениями, которые удалось собрать на месте его родины художникам, членам „Общества имени Куинджи“ (путём опроса его родственников и земляков), да кое-какими штрихами, сообщёнными со слов самого Архипа Ивановича его вдовой Верой Леонтьевной Куинджи».

Из всех собранных скудных сведений Неведомский делает вывод: дата рождения художника 1840 год!

Чтобы как-то мотивировать свою неспособность докопаться до истины, исследователи подытоживают свои инсинуации примерно так: «То, что сам Куинджи сомневался в точной дате своего рождения, — довольно распространённое явление для многодетных, бедных семей не только XIX, но и начала XX века. В случае с Архипом Ивановичем это особенно объяснимо тем, что он очень рано, на шестом году жизни, остался круглым сиротой: вначале умер отец, а потом и мать. Родственники, у которых воспитывались круглые сироты, в ту пору не всегда запоминали даты их рождения».

Этот взгляд на проблему видится умышленно примитизированным. Ведь довольно много известных личностей, родившихся в смутные времена, когда в каждой семье было семеро по лавкам и далеко не все имели возможность обучаться грамоте. Тем не менее у каждого из них есть официальная дата рождения. А у Куинджи нет! Не сыграла ли в этом роль чрезмерная склонность художника к мистификации? А может, причина в какой-либо насущной необходимости скрывать от современников и потомков то, кем он являлся на самом деле? Фамилию-то Архип Иванович придумал себе сам.

Определить фамилию и национальность

«КуИнджи» произносим мы сегодня, делая ударение на второй слог на итальянский манер, не задумываясь, откуда взялась такая ласкающая слух экзотика. Ответ прост: из фантазий и эстетических предпочтений художника. Эдакий сценический псевдоним, как сказали бы сейчас. Существует версия, согласно которой предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма, в районе Бахчисарая, и занимались хлебопашеством. Греческая христианская община, окружённая поселениями татар, постоянно испытывала на себе их давление. Греки не были отуречены, но многие усвоили татарский язык и приняли турецкие фамилии. В других, на наш взгляд, более серьёзных исследованиях имеется небольшое, но заслуживающее внимания уточнение, что Архип Иванович происходил от греков-урумов, ныне проживающих в украинском Северном Приазовье (а Куинджи родился именно там, а точнее, в Мариуполе), куда они были переселены российским правительством из Крыма в 1778 году. Родным языком греков-урумов считают урумский язык, предком которого был половецкий. Урумский язык близок к крымскотатарскому. Одни авторы его считают диалектом последнего, другие — самостоятельным языком.

Из этого немаловажного уточнения следует, что фамилию ближайших родственников Архипа Ивановича следует переводить не с турецкого (как делают некоторые исследователи), а с урумского. Фамилия эта звучала как «Куюмджи», что буквально означает «золотых дел мастер». Были в родстве с художником и некие Еменджи («трудовой человек»). Фамилии, заметим, вполне созвучные с «Куинджи». Но — и это самое интересное — родной старший брат Архипа Ивановича, который по большей части и воспитывал его, рано оставшегося без родительской опеки, никакой такой экзотикой награждён не был. Откликался этот ближайший и совершенно бесспорный родственник будущего гения на простую русскую фамилию Золотарёв.

И тут возникает сразу несколько вопросов. Может, вообще не стоило исследователям пускаться в дебри антропонимии? Может, росшему среди урумов Архипу просто хотелось быть, как его сверстники, а не Золотарёвым?

Также биографов Куинджи ставит в тупик одна фраза из воспоминаний

Д. И. Менделеева. Из этой фразы следует, что художник утверждал, что настоящая фамилия его Шаповалов и никак иначе. Кроме как недоразумением этот факт никто иначе не называет. Мол, Шаповалова — это девичья фамилия жены Архипа Ивановича. Однако у жены Архипа Ивановича фамилия была двойная — Шаповалова-Кечеджи (по другим источникам, Шаповалова-Кетчерджи), что, согласитесь, опять-таки наводит на размышления... 

Продолжение следует

Елена БОНДАРЮК
Фото архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 366 от 12 февраля 2016 года

Еще статьи:
Просмотров: 2998 |   Комментарии (1) Дата публикации: 18-02-2016

:: Комментарий #1 написал: ПАЛАТА №:6   |   19 февраля 2016 00:47   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
ГРЕК родившийся в УКРАИНЕ -"сруський" художник???! Ну вы ,блин,даете!!!

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Ноябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Ноябрь 2019 (58)
Октябрь 2019 (88)
Сентябрь 2019 (87)
Август 2019 (88)
Июль 2019 (89)
Июнь 2019 (84)