Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Археология знания
Логин Пароль

Код Куинджи. Часть вторая

Архип Куинджи и Иван Айвазовский

Окончание. Начало

Из воспоминаний современников известно, что Куинджи считал себя русским, но про предков-греков вспоминал часто. Мол, именно они были культурным светочем Тавриды ещё со времён античности, стойко сохраняли православную веру, противились ассимиляции...

 

Учился плохо, рисовал постоянно

После завоевания Екатериной II Тавриды часть греков была переселена в степи близ реки Кальчик (Калки), где некогда произошла жестокая битва русских с татарами. Так славные греки, по судьбы велению, по царскому хотению, оказались в городе Павловске. В 1780 году Павловск переименовали в Мариуполь. Из отчёта Мариупольского греческого суда за 1840 год следует, что население Мариуполя на тот момент составляло 1987 мужчин и 1672 женщины, то есть всего 3659 человек. Церквей каменных — 3, деревянная — 1. Домов каменных — 639, деревянных — 18. Фабрик и заводов — 8. Учебных заведений — 2 (духовное училище и уездное приходское училище). Трактирных заведений — 2. Питейных домов — 5. Исправительных заведений — 1.

Незавидны перспективы получить хорошее образование, когда учебных заведений столько же, сколько трактирных и в два с половиной раза меньше, нежели питейных.

Архип обучался грамоте в вольной школе грека-учителя, который сам был не больно-то грамотным, обучение шло на греческом языке, вернее на урумском. По воспоминаниям школьного товарища Куинджи — Каракаша, «Архип учился плохо, зато рисовал постоянно». Продолжилось учение в Мариупольском уездном приходском училище, но недолго. К одиннадцати годам мальчику пришлось оставить учёбу и зарабатывать на жизнь, работая приемщиком кирпича у подрядчика Чабаненко, строившего католическую церковь.

«Жил он на кухне у Чабаненко. Последний также вспоминает о страсти мальчика к рисованию: он рисовал в книжках для приёмки кирпича, рисовал и углём на стенах в кухне. Хозяева подчас призывали туда гостей полюбоваться этой наивной стенописью. В книжке „для кирпичей“ появился, между прочим, произведший фурор портрет местного церковного старосты Бибелли. От Чабаненко Куинджи переходит к хлеботорговцу Аморети в качестве комнатного мальчика; обязанности его — чистка сапог, прислуживание за столом и т. д. Именно этот Аморети первый обращает серьёзное внимание на художественные способности Архипа Ивановича, показывает его рисунки своему собрату по профессии Дуранте. Последний советует юноше поехать в Феодосию к Айвазовскому, уже знаменитому в то время маринисту, снабжает рекомендацией к нему», — пишет Неведомский (первый и наиболее авторитетный биограф художника).

Явление в Феодосию

Архип совету последовал. Но не поехал, а отправился в Крым, на родину предков, по чумацкому тракту пешком — заплатить за проезд было нечем.

На дворе стояло лето 1855 года. Яркость и разнообразие красок крымской земли поразили живое воображение юноши. Однако воистину диковиной для него стало море. Как определить цвет моря? Он может быть и бирюзовым, и лазурным, и изумрудным, походить на окись хрома и на отсветы ультрафиолета. Но, главное, море, вернее любая водная стихия, способна излучать свет. Тот самый свет, загадку которого удастся разгадать именно Куинжи, именно здесь, в Крыму, но через много-много лет...

А пока Архип только мечтал, мечтал попасть в ученики к великому и уже признанному маринисту. Но, увы, не застал того дома...

Из монографии Неведомского и воспоминаний сестры Айвазовского известно, что Куинджи явился в Феодосию пятнадцатилетним юнцом, коренастым и застенчивым; на нём — рубаха и жилет, вытянутые в коленках короткие панталоны из грубой в крупную клетку материи; на голове — соломенная шляпа.

Устройством Куинджи занялся Адольф Фесслер, ученик и копиист Айвазовского. В ожидании, когда маэстро Айвазовский появится, Архип жил под навесом во дворе. Фесслер даже снисходил до того, чтобы давать юнцу незамысловатые учебные задания. Однако вернувшийся в Феодосию Айвазовский быстро развеял эту идиллию. Новоприбывшему он поручал растирать краски, однажды велел покрасить забор. Эти поручения показались биографам Куинжи настолько незначительными, более того унизительными, что они сделали однозначный вывод: Айвазовский не счёл Архипа перспективным учеником.

Секреты профессии

Это наиболее популярная версия пребывания Куинджи в Феодосии. Наиболее популярная, но не единственная. Согласно другой версии, Куинджи целых четыре месяца копировал картины мастера. Исследователи почему-то считают, что ей доверять не стоит, мол, её в качестве саморекламы придумал сам Айвазовский, когда в 1865 году открыл мастерскую для желающих учиться под его руководством. Однако в 1865 году Куинджи ещё не был маститым и знаменитым, следовательно, использовать его имя для укрепления своего имиджа талантливого педагога Айвазовскому смысла не было. Зато ни тогда, ни теперь никто не отказывал и не думает отказывать известным творческим людям в праве использовать труд подмастерьев. И никто всерьёз даже не предполагает, что труд этих самых подмастерьев должен вознаграждаться известностью, награда всегда назначается одна: возможность набраться опыта, подсмотрев, каким образом его подмалёвок маэстро потом превратит в свой шедевр. Это, так сказать, маленькие технические секреты профессии. И, кстати, покраска забора, порученная юному Архипу, скорее всего, не была умалением его творческих амбиций. Это был своего рода экзамен. Ведь маляр и потенциальный художник красят забор совершенно по-разному. Уж поверьте. И по тому, как Архип выполнил задание, Айвазовский мог сделать вполне определённые выводы о наличии или отсутствии таланта у молодого человека. Растирание красок, поручаемое претенденту на громкое звание «художник», — дело тоже отнюдь не плёвое. Причём, обратите внимание, Айвазовский поручал Куинджи не тереть (как пишут некоторые биографы) краски, а их растирать. И это очень тонкая наука. Ведь растирая краски, нужно уметь каждой из них сообщить ту, только ей свойственную степень прозрачности, при которой она наиболее выигрывает...

Увы, мы можем только предполагать, что именно произошло между Айвазовским и Куинджи в Феодосии. Достоверно известно лишь то, что через несколько месяцев после своего побега юноша благополучно вернулся в родной Мариуполь. По-настоящему открыть для себя Крым он сможет только спустя долгие годы...

Елена БОНДАРЮК
Фото архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 367 от 19 февраля 2016 года

Еще статьи:
Просмотров: 1382 |   Комментарии (1) Дата публикации: 25-02-2016

:: Комментарий #1 написал: Винка   |   25 февраля 2016 14:50   |  



Группа: Гости
Публикаций: 0
Комментариев: 0
Леночка! Спасибо за такой хороший материал. Сейчас это нужно , как свежий  воздух в затхлом погребе...

Зарегистрирован: --   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2017 (34)
Ноябрь 2017 (85)
Октябрь 2017 (93)
Сентябрь 2017 (87)
Август 2017 (96)
Июль 2017 (88)