
Великой оперной диве Надежде Обуховой крымская земля давала силы
5 марта в музее сестёр Цветаевых в Феодосии откроется выставка, экспозиция которой будет наглядной повестью о жизни и творчестве оперной дивы Надежды Обуховой. Можно будет увидеть фотографии, личные вещи певицы, пластинки с её песнями. Повод для мероприятия серьёзный — 130-летие легенды русской оперы.
Подарок от дедушки
Что связывает народную артистку СССР, лауреата Сталинской премии, коренную москвичку с Крымом и почему в день рождения о ней вспоминают именно в Феодосии? В официальных биографиях ответ на эти вопросы есть, но слишком уж он трагичен в своей лаконичности: «в августе 1961 года уехала в Феодосию и умерла». Однако Крым отнюдь не был финальной точкой в биографии певицы, поездки сюда должны обозначаться не единственным предложением и даже не абзацем. Не за покоем, временным или вечным, приезжала Надежда Андреевна на берега Чёрного моря — здесь она черпала силы, чтобы жить и блистать на столичных сценах.
Надежда Обухова родилась 22 февраля (6 марта) 1886 году в Москве в дворянской семье. Отец будущей артистки был видным военным и большую часть времени отсутствовал в своём особняке на Пречистенке. Воспитанием троих детей занималась мать, правда, увы, не долго — в 26-летнем возрасте она умерла от чахотки. И тогда осиротевших детей Анну, Надежду и Юрия взял под своё крыло дед по линии покойной матери — Адриан Мазараки. Именно он преподал маленькой Надежде первые уроки музыки и открыл для неё Крым, где можно было полной грудью вдыхать аромат солёных волн, где воздух ещё не был отравлен технологичными изобретениями человечества.
Из воспоминаний Надежды Обуховой:
«Ярким воспоминанием остались наши поездки в Крым, где мы проводили иногда и зиму. Лето мы проводили в Евпатории или Алупке, зиму большею частью в Севастополе. В одну из поездок, в 1896 году, мы около недели провели в Ялте...»
Дед сумел стать для своих внуков самым близким и родным человеком, его подход к воспитанию во многом предопределил успех Надежды во взрослой жизни. Его не стало в 1906 году. А год спустя Надежда поступила в Московскую консерваторию.

Столичная штучка
В 1916 году в жизни актрисы Надежды Обуховой произошло судьбоносное событие — после удачного дебюта в опере «Пиковая дама» её приняли в труппу Большого театра. За короткое время Надежде удалось стать ведущей солисткой столичной сцены.
«Музыкальная энциклопедия», издание 1976 года:
«Её голос, редкий по красоте и богатству тембра, тёплого насыщенного звучания, отличался необычайно широким диапазоном — она исполняла партии от контральтовых до высоких меццо-сопрановых. Сочетания совершенного вокального мастерства с искренностью, проникновенностью и благородством художественной интерпретации, неповторимое обаяние отличали артистический облик певицы».
Две крымские страсти
Надежде Обуховой удалось подняться высоко, очень высоко. На карьере не сказались ни война, ни революция, ни репрессии. И движением своим была обязана двум неизменно ценным для неё величинам — музыке и Крыму.
Говорят, здесь, в Крыму, столичной оперной диве особенно уютно было на восточном побережье.
Из воспоминаний Надежды Обуховой:
«Около той скалы (Кок-Кая. — Ред.) есть чудное местечко, там мы часто загорали, когда жили с сестрой в Коктебеле. Устраивались у самого моря, вода там бывает бирюзового цвета. Волны плескались у наших ног, кругом летали чайки, перед глазами расстилалась вся бухта. Это было чудесно. Ещё я очень любила в то время гулять по склонам горы Карадаг. Это были увлекательные прогулки. С горы открывалась великолепная панорама».
Во время одного из пребываний в Коктебеле Обухова познакомилась с вдовой Максимилиана Волошина Марией. Эта дружба продлилась долгие годы. И уже после Великой Отечественной войны, приезжая на отдых в Коктебель, Надежда Андреевна неоднократно останавливалась в доме поэта.
Но не Коктебелем единым жила в Крыму Надежда Обухова. Ещё одной крымской страстью была Феодосия. Исследователям творчества певицы и её биографам до настоящего времени не удалось точно установить, когда именно Надежда Андреевна впервые приехала в этот город. Однако со стопроцентной уверенностью можно утверждать: последние пятнадцать лет своей жизни артистка приезжала в Феодосию каждое лето и оставалась здесь на целых три месяца (июль-сентябрь).
Из воспоминаний приятельницы певицы Татьяны Лобовой:
«Уже в начале весны она начинала готовиться к поездке в этот благодатный край. Она отказывалась от всех предложений провести отдых в любых других местах. Актриса утверждала, что климат Крыма очень благотворно влияет на голосовые связки и что отдых здесь помогает ей петь».
Поначалу в Феодосии Обухова квартировалась у Гладковых в доме № 28 в Революционном переулке (ныне улица имени Обуховой). Там для неё в глубине двора был оборудован небольшой флигель. Обухова с нежностью называла своё летнее обиталище «домик-крошечка в три окошечка».
Из Феодосии пешком ходила Надежда Андреевна в Коктебельскую бухту, дышала морским воздухом, исследовала тропы Кара-Дага.
Татьяна Щепкина-Куперник о творчестве Надежды Обуховой:
«Её пение течёт без подходов к ноте, с совершенно незаметными и как бы неизбежными переходами от низких нот к высоким, пение, вольно и свободно льющееся... Как-то одна известная певица сказала мне: «Я слушала Обухову, и странно: передо мной всё время вставало море».
Последнее лето
Последний раз на большой сцене Обухова выступала в начале июня 1961 года на концерте, приуроченном к 11-й годовщине со дня кончины российской и советской оперной певицы Антонины Неждановой. Знаковое, запоминающееся выступление. А в августе вновь поехала в Крым.
Из воспоминаний Татьяны Лобовой:
«7 августа 1961 года я подошла к дому... и постучала. Хозяин дома Григорий Петрович открыл мне калитку. Из глубины сада по дорожке навстречу мне шла Варя. Я поздоровалась и пошла с ней по узкой садовой дорожке, в конце которой был виден маленький домик... Перед ним на асфальтовой площадке под тенистым навесом из виноградных лоз, за столом, накрытым пёстрой скатертью, в соломенном кресле с вышиванием в руках сидела Надежда Андреевна. На её лице была приветливая улыбка, тёмные, ласковые глаза излучали необыкновенное тепло».
А ровно через неделю, 14 августа, Надежды Андреевны не стало. В ночь с 13 на 14 она почувствовала себя плохо, а утром попросила вызвать врача. Тот успокоил её, мол, ничего особенного, таблетку валидола под язык, и всё пройдёт. Правду сказал только близким: «Она умирает». И пошёл созывать консилиум, назначил срочное ЭКГ, во время которого сердце артистки не выдержало... Было 2:30 пополудни.
Галина Печаткина, очерки «Лики Тавриды»:
«Обмывали тело Обуховой монашки из соседнего монастыря. Она ведь была глубоко верующим человеком».
Тело на военном самолёте доставили из Феодосии в Москву. Похоронена Обухова на Ново-Девичьем кладбище 17 августа 1961 года.