Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Письмо Деду Морозу
Логин Пароль

Уничтожение исторического наследия

Уничтожение исторического наследия
 
Памятники старины на полуострове бесцеремонно захватывают и уродуют «реставрацией»
Много вопросов возникает, когда смотришь на многообразие замусоренных и бесхозных исторических мест Тавриды. Невольно перед глазами встают картины Европы или, на худой конец, Турции, где любая достопримечательность облагорожена и притягивает к себе внимание и деньги туристов. У нас же в Крыму, являющемся сокровищницей древних цивилизаций, все по-другому. 
Наркоманы на Таврическом Афоне
И дело не только в несознательности и невежестве приезжих туристов, но и в халатном отношении местных и республиканских властей к наследию нашего края. Можно сослаться на то, что памятников на полуострове так много, что на них не хватает денег, однако в данном случае речь пойдет о памятниках, где финансирование имеет второстепенное значение. 
Возьмем, к примеру, Севастополь, где с монументом последним защитникам города — морякам 35-й батареи — «восстановители» совершили «метаморфозу»: разбитые вражескими взрывами батареи попросту накрыли павильонами, так что теперь вообразить невозможно, как именно выглядела боевая точка в то тяжелейшее время. Целостной картины памятного места уже попросту нет. Но значительно драматичнее судьба более древних памятников Крыма. 
В Херсонесе расположены уникальнейшие раннесредневековые памятники — некрополь IV-V вв. и загородный храм Влахернской Богоматери. Здесь до сих пор сохранилась гробница всемирно почитаемого святого — папы Мартина Исповедника, жившего в VII в. Сегодня это — «живописные» бесхозные руины, около сорока склепов, в которых до недавнего времени можно было видеть раннесредневековые фрески. Таких памятников в мире единицы. Сегодня там живут бомжи, сам некрополь застраивается огромными коттеджами.
Негодование вызывает вопиющее наплевательство по отношению к византийскому пещерному монастырю в Сарандинакиной балке в Севастополе. На заре христианства здесь возникли первые обители, к XV веку их насчитывалось уже около тридцати — настоящий Таврический Афон! Это был расцвет горного княжества Феодоро — последнего осколка Византии и центра православия средневековой Таврики. В научных работах этот памятник фигурирует под названием — «Загородный Монастырь». Но сейчас этот комплекс облюбовали наркоманы и бомжи, повсюду валяются использованные шприцы, завалы мусора. Всю эту «красоту» видят туристы и паломники, начитавшиеся архивной литературы и приехавшие к нам издалека, чтобы посмотреть на «святые места».
Уничтожение исторического наследия
 
Церковный захват
Однако есть и другие жители пещерных обителей, носящие монашескую рясу. Сегодня именно они захватывают древнейшие памятники истории — пещерные города. Может сложиться впечатление, что церковь, занимая горные комплексы, возрождает пещерные монастыри, находившиеся здесь в прошлом. Однако это не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно почитать вполне доступную широкой публике историческую литературу.
Только в двух крымских пещерных комплексах — Успенский скит под Бахчисараем и киновия святого Климента в Инкермане — располагались действующие монастыри. Обе обители работали до 1921 г, пока их не ликвидировала советская власть. Остальные «монастыри», разбросанные по Внутренней гряде крымских гор, даже при царской власти были памятниками старины, а не собственностью церкви. Кстати, Успенский монастырь сейчас обустраивается настолько бурно, что, по-видимому, скоро получит статус Полуденной лавры. А инкерманский монастырь уже зарится на вершину Монастырской скалы, где стоит один из немногих хорошо сохранившихся памятников эпохи княжества Феодоро — крепость Каламита. 
Но ныне духовенство не остановилось на воссоздании этих двух обителей. Оно поставило целью «освоить» и остальные пещерные монастыри, являющиеся уникальными памятниками истории и архитектуры! Ведь до сих пор еще учеными не выяснено до конца, когда именно и кем, а главное — каким образом были вырублены пещеры и горные храмы. Некоторые исследователи даже указывают на то, что во многих пещерах можно обнаружить явные следы техногенной обработки камня! Загадка этих объектов пока остается — все, что можно прочесть в исторических трудах на эту тему, — только версии специалистов. Но неужели мы так и не узнаем правду о пещерных городах, ведь доступ к большинству из них уже практически невозможен. С августа 2003 года по единой команде Симферопольской епархии обители Шулдан и Челтер-коба, а также Южный пещерный монастырь Мангупа заселили монахами и «благоустроили» до неузнаваемости. Хотя через эти памятники некогда проходили всесоюзные маршруты и они считались экскурсионными объектами. Теперь Шулдан заселили «святые братья» из Севастополя, вложив туда баснословную сумму на благоустройство. Дай Бог, чтоб их покаяние в этой труднодоступной обители было искренним… А Челтер-коба, ныне монастырь Феодора Стратилата, хотя бы обустроен аккуратно, с сохранением былого вида памятника старины.
Уничтожение исторического наследия
 
Чего не скажешь о пещерном монастыре Челтер-Мармара, что у села Терновка. Его монахи обжили год назад, навсегда скрыв от нас конструкцию уникального, самого большого пещерного храма наших гор. Святые отцы оснастили пещерный город стеклопакетами, а загадочную естественную пещеру на пятом ярусе вообще закрыли на замок. Сердце буквально замирает при виде такого варварского отношения к памятнику старины, подобных которому в мире насчитывается всего не более трех десятков. 
Единственный пещерный монастырь, который монахи не тронули, — Качи-Кальон, расположенный над селом Баштановка. Скит святой Анастасии устроили рядом, в соседнем ущелье, а не в самом пещерном комплексе только ввиду неудобства — из-за слишком крутого склона. Кстати, что мешало монахам двух захваченных пещерных памятников под Терновкой сделать свои обители у подножья скал? Тогда туристы и паломники могли бы и монастырь посетить, и древний памятник в горах. 
Следует обратить внимание и на то, что на заселение пещерных комплексов иноками или кем-либо другим не выдавалось никого разрешения ни Рескомом по охране культурного наследия, ни администрацией Бахчисарайского заповедника, к которому относятся эти объекты. Тем не менее обустройство монастырей продолжается. Видимо, в нашем светском государстве влияние церкви все-таки слишком велико — никто не хочет с ней спорить. А ведь действия монахов противоречат Закону Украины «Об охране культурного наследия». Согласно этому закону, запрещено изменять назначение памятника, его частей и элементов без официального разрешения органов охраны культурного наследия Украины.
Турки-реставраторы и мусульманские святыни
Особо хочется сказать и о мусульманских памятниках в Бахчисарае. В прошлом году благодаря спонсорам-туркам были восстановлены два самых первых памятника Крымского ханства — мавзолей основателей династии Гераев и Зинджирли-медресе в ущелье Ашлама, где еще недавно была клиника для душевнобольных. Все бы хорошо, да реставраторы под конец сильно схалтурили, исказив исторический внешний вид памятников: везде слепят глаза цинковые купола — вместо натуральной красной черепицы, форма шатрового купола на мавзолее была сильно изменена, а медресе решили вообще крышей не покрывать. Может, конечно, реставрация еще не окончена, но за вход уже берут по 10 и 20 гривен.
Не лучше обстоят дела и с некогда священным районом Эски-Юрта — предместьем Бахчисарая, раньше именовавшимся Азизом (святой). На главном мавзолее комплекса — все тот же цинк, другой мавзолей используется как склад на бывшем базаре, к третьему приставили мусорники, а четвертый (самый старинный мусульманский памятник города, относящийся еще к XIV в., то есть до эпохи Крымского ханства) вообще стоит на частном огороде, огороженном сеткой-рабицей! Местным властям, так блюдущим свою национальную культуру, следовало бы по-учиться у турок сохранять свои исторические святыни на примере города Бурса, где находятся мавзолеи первых владык Османской империи.
Мы рассмотрели далеко не все пострадавшие памятники, и эту тему «КТ» обязательно продолжит. Ведь наследие старины — наше лицо, лицо курортного края. По количеству исторических объектов на квадратный метр, по подсчетам историков, Крым опережает даже Грецию. А мы платим огромные деньги, чтобы поехать в другие страны и увидеть шедевры мировой культуры, тогда как у нас под боком не менее ценные и уникальные шедевры втаптываются сознательно в грязь в буквальном смысле этого слова. В завершение вспомним слова великого человека, по-настоящему радевшего за процветание нашего полуострова, — Александра Суворова: «Доколе мы чужих ворон орлами называть будем, а своих орлов воронами?!»

Рассказать о других памятниках Крыма, находящихся в плачевном состоянии, и обсудить эту тему можно на сайте ktelegraf.com.ua
Андрей ОСТАШКО "Крымский ТелеграфЪ"
фото Б.Мельничук

материал опубликован в "КТ" № 87 от 25 июня 2010 г. 
Еще статьи:
Просмотров: 3631 |   Комментарии (0) Дата публикации: 30-06-2010

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2016 (19)
Ноябрь 2016 (90)
Октябрь 2016 (97)
Сентябрь 2016 (94)
Август 2016 (104)
Июль 2016 (95)