Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Цыгане земли крымской

«Крымский ТелеграфЪ» побывал в гостях у джанкойской общины ромов

 

В то время когда все остальные народы Крыма активно ассимилируются, заключая смешанные браки, перенимая друг у друга традиции, цыгане по-прежнему остаются одной из наиболее замкнутых общин, где процесс вовлечения в общий социум происходит крайне медленно. Ромы предпочитают говорить на своём языке, носить традиционную одежду и сохранять привычный для себя уклад жизни. В связи с отмечаемым в апреле Международным днём цыган еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» отправился в джанкойскую общину ромов, чтобы узнать, как они приспосабливаются к новым реалиям.

 

Красивый народ

«Бывает, идёшь по улице и видишь, как мама своего ребёнка в сторону отводит, а другая шепчет своему: «Ты туда не бегай, там цыганка!» — Лиля начинает злиться, когда об этом рассказывает. Всю свою жизнь она прожила в Джанкое, в цыганском районе, известном как Карлеут. Ромы со своими соседями — нецыганами — здесь живут дружно, все друг друга знают и доверяют, но стоит оказаться за пределами привычного мира, как так или иначе они сталкиваются с предрассудками, прочно укоренившимися в сознании людей других национальностей.

«Конечно, бывает такое, что я иду по улице, а мне вслед говорят: „О, цыганка пошла“, — подключается к разговору Патрина. — А я могу развернуться и сказать: „Да, цыганка, ну и что?“ Одета я не хуже их, не голодная, ни у кого ничего не прошу! В каждой нации есть и плохие, и хорошие люди. Конечно, я не могу сказать, что все цыгане хорошие. Точно так же, как и все русские. Я никогда не стеснялась своей нации. Горжусь тем, что я цыганка. У моего мужа друзья русские, и они относятся ко мне, как к сестре, соседи наши принимают меня как свою».

С Лилей и Патриной мы общаемся перед началом концерта в районном Доме культуры, посвящённом Международному дню ромов, который проходит по инициативе местной цыганской общины.

«Ромы — красивый народ, я люблю их, они все как мои дети, поэтому помогаю им», — Полина Кималова поправляет платок на голове — обязательный атрибут замужней цыганки. Ещё до референдума к ней, как к наиболее грамотной и активной в джанкойской общине, люди шли за советом, она старалась решать вопросы с чиновниками и местной властью. После событий Крымской весны Полина Кималова помогала джанкойским ромам получать российские документы, и этот процесс оказался далеко не простым — у некоторых даже украинских паспортов не было. Но её напористый характер позволяет местным цыганам решать многие вопросы. Вот и организация концерта — её идея.

«Мы до референдума проводили такие мероприятия, а потом перестали, — объясняет она. — Но дети так просили, что решили опять организовать. Вы только посмотрите, как они пляшут, а ведь их нигде не учат, все танцы сами ставят». Действительно, дети на сцене танцуют самозабвенно, выражая в энергичном, живом, бесшабашном танце свою душу.

На сцене во время концерта

Шаг вперёд

После концерта цыгане гурьбой высыпают на улицу, женщины в возрасте сразу же закуривают сигареты — в общине это распространённое явление. Зато молоденьких девочек с сигаретой не увидишь. А в остальном молодёжь мало отличается от своих однолеток других национальностей, разве что девушки в брюках не ходят — не принято.

— Если бы я захотела, то могла бы и брюки надеть, — уверяет меня 23-летняя Анжела Кималова, дочка Полины.

— Не боишься, что тебя за это осудят? — допытываюсь я.

— Для меня чужое мнение не слишком много значит, — не без гордости говорит девушка.

Анжела — одна из немногих джанкойских цыганок, которую родители отпустили учиться. После школы она поступила в Симферопольский железнодорожный техникум на специальность «экономика». Всё дело в том, что Анжеле очень повезло с мамой — в ещё советское время Полина получила высшее образование в Симферополе.

«Я очень хотела, чтобы у Анжелы тоже была студенческая жизнь, — объясняет Полина. — Но, судя по её рассказам, в наше время всё было как-то веселее».

Правда, если образование хоть как-то уже стало вписываться в образ жизни джанкойских цыган, то вопрос о дальнейшей карьере практически не обсуждается. Даже прогрессивная Полина на вопрос о том, будет ли Анжела искать работу по специальности после окончания техникума, категорично отмахивается: «Какая работа? Замуж выйдет и всё! Кому нужна такая жена, которая в офисе будет сидеть?»

Однако у самой Анжелы другое мнение по этому поводу.

— Когда получу образование, то обязательно буду работать по специальности, — уверенно отвечает девушка. — Мне не важно, что подумают остальные, меня чужое мнение по этому поводу не интересует. В Джанкое не останусь — здесь работы нет, перееду куда-нибудь...

По словам Анжелы, её поступление послужило своеобразным примером и для других семей — на следующий год двое её родственников поехали в Симферополь получать медицинское образование.

В ожидании моста

Часть джанкойских цыган — как мужчины, так и женщины и дети — заняты металлоломом: собирают его и сдают. В среднем такой вид деятельности приносит около тысячи рублей в день. Но, как признаются в Карлеуте, сейчас этот бизнес потихоньку сходит на нет. Объясняют это так: «Да просто металлолом в Джанкойском районе закончился, уже весь собрали».

Часть цыганок до последнего времени активно занимались торговлей — везли товар из Одессы, а в Крыму реализовывали, но возникшая граница и последовавший вслед за этим ход событий на их предпринимательстве поставил крест.

«Из Украины уже никто не повезёт, а в Россию ещё никто не ездит. Во-первых, неизвестно, куда там ехать, а во-вторых, очень дорого везти товар через паром, невыгодно будет. Будем ждать, когда мост построят, он нам очень нужен», — объясняет Лиля, которая сама долгое время занималась торговлей и, как многие другие, осталась сейчас без постоянного заработка.

В связи с этим основная масса ромок отправляются работать на полях.

— У любого спроси, летом и осенью цыгане заготавливают овощи на зиму, потому что зимой работы нет, — объясняет Патрина. — Вот и получается: что осенью заготовил, тем зимой и будешь питаться. А как иначе? Ведь цыганку далеко не каждый на работу примет, даже если б она и захотела куда-то устроиться. Ну и пособие, конечно, на деток получают, так и живут«.

Конечно же, определённая часть женщин по-прежнему зарабатывает деньги самым традиционным способом — гаданием. Сами цыганки признаются, что вряд ли это ремесло исчезнет в ближайшем будущем.

Что касается мужчин, то у них вроде бы больше возможностей социализироваться, но всё равно мало кто идёт на это. Впрочем, некоторые цыгане всё-таки осваивают новые специальности. Например, сын Полины Дмитрий Кималов недавно устроился таксистом в Джанкое. Говорит, что новая работа его полностью устраивает. По всей видимости, это свидетельствует о том, что, хотя бы постепенно, цыгане так или иначе становятся частью крымского общества и даже готовы к переменам.

Евгения КОРОЛЁВА
Фото В. Зайцев
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 376 от 22 апреля 2016 года

Еще статьи:
Просмотров: 3913 |   Комментарии (0) Дата публикации: 27-04-2016

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Январь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Январь 2020 (54)
Декабрь 2019 (86)
Ноябрь 2019 (87)
Октябрь 2019 (88)
Сентябрь 2019 (87)
Август 2019 (88)