Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

«Кровь Нового завета» из Крыма

У духовенства были веские причины избрать для церковных нужд именно кагор

Некоторые утверждают, что кагор подавали ещё к столу римских цезарей. Возможно. Однако более правдоподобной кажется версия, согласно которой его изобрели французские монахи в XIII веке. Да и своим названием вино обязано городу Кагор (Cahor), расположившемуся на юго-западе Франции. Крымский же кагор очень отличается от французского. И вот почему...

Не родственники, но однофамильцы

Во все времена кагор слыл вином элиты. Тех немногих избранных, кому неизменно улыбалась фортуна, и тех, чья связь с Богом казалась неоспоримой. Вином светской и духовной аристократии. Правда, стоит оговориться, кагор, в понимании французов, кардинально отличается от нашего, крымского. Крымский справедливо будет сравнивать с экзотическими винами Пиренейского полуострова, нежели с французским «однофамильцем».

Французские кагоры — это сухие натуральные вина с содержанием спирта 10–11% и низкой сахаристостью. Особенностью приготовления классического французского кагора является дробление винограда и нагревание полученной мезги до температуры 75–80 градусов в течение 18–24 часов. Подобная обработка необходима для полного перехода из мезги в сусло дубильных, красящих и других экстрактивных веществ. В результате вино приобретает интенсивную окраску, благородный букет и бархатистый терпкий вкус. Во Франции подобные вина именуют варёными. Французский кагор создаётся на основе винограда Мальбек (местное название — Оксерруа). Именно этот сорт придаёт кагору миндальные и черносливовые тона. В качестве небольших добавок в состав кагора могут входить виноград сортов Мерло и Танна.

Почему же при столь очевидном отличии наш и их кагоры до сих пор носят одно имя? А всё дело в том, что вина эти имеют общую роднящую их историю. Легенда гласит, что однажды, 300 лет назад, из Каора в Россию с грузом французского кагора отправились монахи. Дорога не близкая — вино начало бродить. И тогда, чтобы сберечь бесценный продукт, хитроумные иноки начали понемногу подсыпать в бочки сахар. В итоге к концу пути сухой кагор превратился в сладкий креплёный.

Рассказывают также, что своим появлением в России кагор обязан Петру I. Мол, от частых и обильных трапез у него случалось расстройство желудка, и эскулапы прописали самодержцу пить кагор. Петру Алексеевичу «лекарство» понравилось. И с тех пор в течение последующего столетия из Франции и Испании доставлялись в Россию целительные вина. Наибольшей популярностью среди них в досоветскую эпоху пользовались: «Рогом», «Висант», «Кагор-Гран-Констан», «Кагор-Дюрок», «Кагор-Маркэр».

В конце XIX века русские виноделы разработали свою технологию получения вин типа кагор на основе крымских сортов винограда.

Эксперимент состоялся во всех смыслах. Во-первых, крымские кагоры отличались высоким качеством. Во-вторых, обладали изысканными вкусовыми свойствами. В-третьих, создателями крымского кагора были учтены немаловажные нюансы: местная специфика и широта русской души (уж больно сладким и густым получился наш кагор).

Авторство одной из методик приготовления кагора по-русски принадлежит С. Долганову и З. Дубинину. В отличие от французов, они не нагревали мезгу, а частично сбраживали, затем спиртовали и выдерживали в течение нескольких месяцев.

С 1933 года в объединении «Массандра» вырабатывали ставший всемирно известным «Кагор Аю-Даг», переименованный позже в «Кагор Южнобережный». Готовили его путём предварительного нагревания и настаивания дроблёного винограда сорта Саперави.

К качеству церковного вина предъявляют строгие требования

Угощение и очищения

Согласно рассказам евангелистов, во время Тайной вечери Христос предложил ученикам отведать хлеб и вино: «...и взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». По католическим канонам, верующие во время причащения получают лишь причастный хлеб (причастное вино предназначено исключительно иерею). А вот в православных храмах прихожанам раздаётся освящённое «вино от плода лозного, сие есть из гроздов винной лозы источённое».

К качеству церковного вина предъявляют довольно строгие требования: «подобает сему вину свойственный иметь вкус и обоняние, и к питию приемное и чистое бытии. Вино же не суть, и быть не могут вся соки от различных овощей и ягод источены, сие яблочный, грушевый, вишнёвый, терновый, малиновый и иные сим подобные. Аще же кто дерзает, кроме самого виноградного вина, на иных водах и соках, или вино кислотию во оцет претворится, или с чем смешано будет, никако же таинство не совершит». Кагор для церковных нужд подходит идеально. Но свой выбор на кагоре духовенство остановило отнюдь не сразу.

В поисках совершенства

В первые годы установления христианства на Руси церковное вино ввозилось из Греции. Затем из Италии — Стоглавым собором 1551 года в монастырях допускалось употребление только фряжского вина (фрягами русские летописцы называли итальянцев).

В начале XVII века персидские купцы завезли в Астрахань и передали местному монаху для посадки вблизи монастыря виноградные лозы. Воеводы бдительно следили, чтобы отданные в обучение русские люди несколько «навыкли» в деле приготовления церковного вина и могли без мастера делать его хорошо. Царь Михаил Федорович повелел поставлять астраханское вино для церковного стола. Но если в винодельческих регионах России церкви пользовались местными сухими красными винами, то в остальных приходилось довольствоваться завозными. Страны-производители предпочитали отправлять вина креплёные и сладкие как более стойкие и способные выдержать длительную транспортировку.

После появления на российском рынке крымского кагора в начале ХХ века одним из основных потребителей этого вина, естественно, выступила Русская православная церковь. На нужды 48-ми тысяч действующих по всей России храмов ежегодно требовалось примерно четверть миллиона декалитров вина.

Каким должно быть качество церковного вина, документально зафиксировали в 1902 году на Первом российском съезде виноградарей и виноделов. В постановлении выделили два вида вина: сладкое красное (типа кагор) и сухое красное. Особо отметив, что в любом случае вино следует готовить только из винограда, для повышения крепости использовать только чистый виноградный спирт, а для увеличения сахаристости полагается применять исключительно сгущённый виноградный сок. Полностью исключалось использование каких бы то ни было экстрактов трав, воды, сахара и крахмало-паточного спирта.

Церковь отдаёт предпочтение кагору по нескольким причинам. Первая, чисто прагматическая, — кагор имеет интенсивную окраску и при разбавлении остаётся красным (для совершения религиозного таинства в кагор добавляют воду). Вторая, медицинская, — кагор является единственным вином, которое (само собой, в разумных дозах) не разрушает печень.

Елена БОНДАРЮК
Фото chebrock.ru
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 377 от 29 апреля 2016 года

Еще статьи:
Просмотров: 1806 |   Комментарии (0) Дата публикации: 10-05-2016

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Октябрь 2018 (46)
Сентябрь 2018 (81)
Август 2018 (85)
Июль 2018 (84)
Июнь 2018 (83)
Май 2018 (70)