Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Вести с «Весты»

Так сейчас выглядит носовая часть «Весты»

Подводные археологи исследуют легендарное судно, затонувшее почти 130 лет назад

Работники Черноморского центра подводных исследований начали работы на судне, которое затонуло у крымского побережья осенью 1887 года. Экспедиция на «Весту», прославившуюся во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., сулит немало первоклассных находок.

Фрагмент картины И. Айвазовского «Бой парохода «Веста»...

Что это за судно?

Знаменитость судну «Веста», построенному в 1858 году, принесло сражение с турецким броненосцем «Фехти-Буленд». Изначально «Веста» предназначалась для торговых перевозок Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), но когда между Россией и Турцией началась очередная война, судно было оснащено артиллерией и превращено в «пароход-фрегат». Пятичасовой бой, в который вступила «Веста», произошёл 11 июля 1877 г. и стал настолько резонансным, что его даже изобразил на одной из своих картин Айвазовский, а вице-адмирал Николай Аркас направил управляющему Морским министерством вице-адмиралу Степану Лесовскому рапорт, в котором, в частности, отмечалось: «Ими одержана полная победа, и морская история должна будет внести в свои страницы этот блистательный подвиг, поставив его наравне с подвигом брига „Меркурий“».

После войны «Веста» продолжила свой мирный труд, но 5 ноября 1887 года в результате столкновения с другим кораблём у мыса Тарханкут затонула.

Предметы, поднятые с места кораблекрушения

Жертва тралов

Многие десятилетия о точном местонахождении этого судна не было известно совершенно ничего. И даже в октябре 2015 г., когда крымские подводные археологи сделали первую съёмку обнаруженного в районе Тарханкута объекта, не было понятно — что перед ними.

Виктор Вахонеев, руководитель Черноморского центра подводных исследований:

«Лишь в марте этого года мы внимательнее просмотрели видеозаписи погружений и по носу смогли идентифицировать затонувшее судно как „Веста“. А в мае, после получения открытого листа Минкультуры, уже приступили к раскопкам. Экспедиция запланирована перманентная, у нас нет возможности долгими неделями находиться в открытом море (удаление от берега 16 км), поэтому по погоде выходит катер на место и проводит исследования. Разрешение у нас до 1 декабря этого года».

Экспедиция состоит на 100% из штатных сотрудников центра, опытных водолазов и моряков. Большая глубина, на которой лежит судно, — 52 м — и тяжёлые условия работы являются серьёзными преградами для приглашения сторонних волонтёров.

По словам подводных археологов, корпус «Весты» развалился, как карточный домик: борта упали наружу, а надстройка — в середину, придавив массивными балками все внутренние помещения. Но при этом всюду виднеются элементы деревянной резной мебели, дверей и т. д. Развалилась же «Веста» из-за того, что её цепляли тралами современные рыболовецкие суда. «Присмотревшись внимательнее, мы увидели повсюду обрывки тралов. Нетронутой осталась только носовая часть судна, та, по которой мы и смогли его идентифицировать», — рассказывают специалисты.

«На данный момент мы занимаемся исследованиями в районе камбуза и уже на поверхность подняли фарфоровую и медную посуду. В планах летом поднять судовой штурвал, мы его также уже нашли и расчистили», — добавляет Виктор Вахонеев.

Кстати, на поднятой посуде сохранились клейма Российского общества пароходства и торговли — компании, которой принадлежала «Веста». Также из архивных данных выяснилось, что в этом районе из судов РОПиТа затонуло только это судно.

Памятник погибшим морякам

Слово за памятник

В 1880 году на братской могиле моряков «Весты», погибших в бою, в Севастополе был установлен памятник. На лицевой грани — крест тёмного полированного гранита и два орудия, поставленные вертикально. По периметру вмонтированы чугунные ядра, а по сторонам — мемориальные надписи на чугунных досках с указанием имён всех погибших в бою 11 июля 1877 года.

Памятник, вернее, его состояние заслуживает отдельного разговора. Конечно, он находится не в самом печальном состоянии, особенно если не присматриваться или разглядывать издали. Но на самом деле здесь налицо все характерные проблемы многих севастопольских памятников, о которых еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» рассказывал в № 368 в статье «Сакральность без прикрас». И, как нам кажется, наряду с ведущимися сейчас работами на «Весте» было бы очень уместно, если бы севастопольские чиновники озаботились приведением монумента этому судну в соответствующее его историческому статусу состояние.

Игорь ШИЛОВ
Фото архив «КТ», Черноморского центра подводных исследований, sevastopolonline.com
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 381 от 3 июня 2016 года

Еще статьи:
Просмотров: 1704 |   Комментарии (0) Дата публикации: 3-06-2016

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Июль 2019 (54)
Июнь 2019 (84)
Май 2019 (68)
Апрель 2019 (87)
Март 2019 (92)
Февраль 2019 (79)