Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Археология знания
Логин Пароль

Сорок сороков Фёдора Ушакова. Часть 2

Бюст адмирала работы Герасимова

В королевстве кривых зеркал

Мы продолжаем рассказывать о жизни и тайнах биографии одного из самых знаменитых русских адмиралов, канонизированного Русской православной церковью и исторически крепко связанного с Чёрным морем.

Бабушка не надвое сказала

Пытаясь объяснить себе и окружающим, почему именно портрет Бажанова стал «лицом» Фёдора Ушакова, историки пишут, мол, скромен был адмирал, не любил шумихи вокруг своей личности, не страдал позёрством и оттого не позировал. Аргументы, мягко говоря, так себе. Ведь, как уже давно известно, прижизненные портреты существовали. Именно так, во множественном числе. Один из прижизненных портретов находится в Темниковском историко-краеведческом музее.

Музей располагается в историческом здании, построенном в 1809 году. Во время Отечественной войны 1812 года здесь был госпиталь, который содержался на средства адмирала Ушакова и священника Иванова. К началу 1920-х годов в музее действовали исторический, октябрьский, школьный, архивный отделы, библиотека. Этот музей был закрыт в 1956 году, а экспонаты переданы Республиканскому краеведческому музею (г. Саранск). Через 10 лет П. Смирновым, известным краеведом, исследователем жизни Ушакова, был организован новый музей на общественных началах, который постановлением Совета министров МАССР от 18 сентября 1968 года получил название «Историко-краеведческий музей им. Ф. Ф. Ушакова».

Прижизненный портрет адмирала принёс в музей его директор Н. Зараев. Сначала рассказал общеизвестное: после революции всё экспроприированное буржуйское добро складировали в Троицкой церкви города Темникова. Потом по распорядительным бумагам из райисполкома отнятое у богатых раздавали бедным. И — вот тут в рассказе появилась интрига — бабушке Зараева, Александре Васильевой, досталась некая картина, портрет «статного барина в красивом мундире».

Икона Святого Праведного воина Феодора Ушакова

Антропология товарища Сталина

Александра Васильева так и не узнала бы, что за барин глядит на неё со старинной картины, если бы не товарищ Сталин. В 1943 году встал вопрос об учреждении ордена Ушакова, и из Москвы в Мордовию выехала группа специалистов во главе с известным антропологом Михаилом Герасимовым. Им предстояло найти могилу Фёдора Ушакова, эксгумировать останки и по ним восстановить подлинный облик адмирала. Приехали учёные в Санаксарский монастырь. В этой обители, настоятелем которой некогда был родной дядя прославленного флотоводца, Ушаков часто бывал в последние годы своей жизни, здесь он завещал себя похоронить...

В августе 1944-го комиссия подняла плиту над захоронением Адмирала. И обнаружила, что они отнюдь не первые, кто интересуется останками — могила уже кем-то вскрывалась. Чтобы не раздувать скандал, было объявлено, что это дело рук случайных гробокопателей, позарившихся на ордена, шпоры, золотую шпагу... Подтверждением подлинности останков Ушакова стал один-единственный адмиральский погон с золотым шитьём и тремя чёрными орлами.

Останки переложили в новый гроб, а череп профессор Герасимов увёз с собой в Москву для проведения антропологической реконструкции. После тщательных работ появилось изображение нового лица адмирала. В 1947 году антрополог Герасимов отправился в город Темников. Для просвещения горожан он прочитал лекцию «Восстановление лица по черепу в результате пластической реконструкции» и подарил городу бюст адмирала собственного изготовления. По этому бюсту Александра Васильева и идентифицировала красивого барина с портрета, висевшего в её доме...

Время и вечность

С тех пор в посмертной судьбе адмирала многое изменилось. Во-первых, он был канонизирован. Во-вторых, иконография теперь уже святого Фёдора Ушакова создавалась с... хрестоматийного портрета кисти Бажанова. О достижениях антропологии просто забыли? Нет, всё гораздо сложнее. Или намного проще...

В 2013 году в журнале «Исторические исследования» появилась статья В. Н. Звягина «Адмирал Ушаков: медико-криминалистическое исследование». Автор статьи утверждает, что данное исследование было начато им ещё в 1999–2000 годах, то есть до канонизации. Правда закончено через девять лет после прославления нового святого. Выводы Звягина весьма интересны. Он пишет: «Работе над пластической реконструкцией (проведённой Герасимовым. — Ред.) предшествовало исследование портрета адмирала. К сожалению, это была всего лишь копия, выполненная в 1873 году С. Александровым с прижизненного портрета (ссылка на портрет кисти Петра Бажанова), о чём Герасимов даже не подозревал. Но обратимся к тексту. «...Для решения вопроса о степени расхождения черепа с живописным портретом было произведено следующее: точная графическая схема черепа была вписана в лицо портрета, и сразу стала очевидна степень искажения подлинного облика адмирала. Череп оказался значительно короче и шире живописного лица. В александровскую эпоху был в моде живописный приём, так называемый давидовский канон, по которому в целях придания большего благородства и якобы аристократизма оно заведомо удлинялось, причём живописец всё же старался сохранить ряд индивидуальных черт портретированного, так что, несмотря на полное несовпадение основных габаритов черепа с размером живописного портрета, ряд деталей, несомненно, свидетельствует о единстве, что убеждает нас в том, что данный портрет был действительно написан с натуры при жизни Ф. Ф. Ушакова...» Весьма смело, а главное — снимает вину с тех, кто уже в наше время допустил ошибку при создании иконографического образа адмирала. И вышеприведённым выкладкам очень хотелось бы поверить, если бы не одно но: годы жизни Федора Ушакова 1745–1817, годы жизни Петра Бажанова 1851–1913. Не современники они. К тому же достоверно известно, что Бажанов писал свой знаменитый портрет с гравюры, которая иллюстрировала биографический очерк Р. Скаловского об Ушакове. Книга вышла в середине XIX века. Гравюра, появившаяся в ней, якобы стала перепечаткой с другой гравюры, созданной при жизни Ушакова.

Улыбка адмирала

Из учебников истории: «На исходе XVIII века охваченная революцией Франция направила свои силы на завоевание соседних держав. Тогда же российский император Павел I приказал Ушакову привести в боевую готовность Черноморский флот и совместно с турками защищать Грецию от „зловредных намерений Франции“. Так началась Средиземноморская кампания, первой задачей которой было освобождение Ионических островов, в том числе и главного из них — Корфу...»

Тогда для Ушакова стратегическое значение имела деревенька Магуладес, в которой располагался монастырь Пресвятой Богородицы Высокой. Русский гарнизон использовал и эту деревню, и сам монастырь для дислокации основных сил. Часть гарнизона располагалась в кельях монастыря. И вот некоторое время назад в одной из келий батюшка снова увидел военного — в парадном мундире с множеством наград. Портрет явно очень старый. Были подняты летописи монастыря. В них сказано: в 1800 году, в один из своих визитов, Фёдор Ушаков подарил обители свой портрет...

С портрета нам, неуёмным потомкам, склонным без конца переписывать историю, улыбается то же лицо, что некогда воссоздал антрополог Герасимов, лицо «барина», которым долгие годы любовалась в своей светёлке жительница Темникова...

Продолжение следует...
Елена БОНДАРЮК
Фото turizmrm.ru, архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 385 от 1 июля 2016 года

Еще статьи:
Просмотров: 887 |   Комментарии (0) Дата публикации: 7-07-2016

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2017 (32)
Ноябрь 2017 (85)
Октябрь 2017 (93)
Сентябрь 2017 (87)
Август 2017 (96)
Июль 2017 (88)