Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Логин Пароль

Поиск «Армении» засекречен

Довоенная реклама Крымско-Кавказской круизной линии

Что скрывает экспедиция, которая может пролить свет на одну из главных военных трагедий Чёрного моря?

Поиск места трагической катастрофы теплохода «Армения» с предположительно семью тысячами человек на борту продолжается уже более 10 лет. Почему очередная экспедиция полностью засекречена, что обнаружили аквалангисты в 2005 году, заявив о находке «Армении», и могли ли организаторы экспедиций, частично профинансированных ВМС США, преследовать не только научные цели?

Теплоход «Армения»: кадр из фильма «Сокровище погибшего корабля», 1935 год

Находку утаили из-за золота?

Первая экспедиция по поиску теплохода «Армения» состоялась в далеком 2005 году. Тогда Институт археологии НАН Украины получил из разных источников целые три точки координат, в том числе из Центрального военно-морского архива в Москве, а также взял за основу показания очевидцев трагедии и выживших. Но самое главное, на чем базировались поиски, — это секретный отчёт, представленный некой крымской организацией, уже обнаружившей «Армению» с помощью геологографического комплекса «Поиск».

«Проведена идентификация судна с размерами, близкими по характеристике размерам судна „Армения“. Результаты дистанционной голографической идентификации доказывают, что в этом месте на глубине 520 м находится торпедированное в носовую часть судно „Армения“... Было идентифицировано санитарное судно „Армения“ по следующим параметрам: расположение затопленного судна носом на юго-восток (совпадение с генеральным курсом движения судна после выхода из порта Ялты); совпадение длины затопленного судна (около 100 метров), фрагмент оторванного носа (около 10 метров) находится на расстоянии около 40 метров от корпуса судна; фиксация большого количества человеческих останков (костей) по всему судну по характерному резонансному информационно-энергетическому спектру; фиксация характерных резонансных спектров от драгоценных металлов, находящихся в следующих местах: платины и бриллиантов — под верхней палубой в районе центральной части судна (где размещены почтово-багажные специальные помещения); золота и серебра — во многих помещениях надстройки, где находятся каюты повышенной комфортности», и т. д.

Экипаж «Лангуста» обсуждает находку

На место гибели был спущен глубоководный аппарат «Лангуст», экипаж которого подтвердил находку. Новость тут же разлетелась по всем СМИ с громкими заголовками типа «Легендарная „Армения“ найдена!» Археологический сезон был уже закрыт, зато следующее лето обещало быть богатым на артефакты, фото и видеокадры с теплохода...

Однако на следующий год поиски «Армении» возобновились уже в других районах. Объяснялось это так: дескать, находка не подтвердилась, и то, что видел экипаж Лангуста, — совершенно другое судно, совсем неинтересное. К слову сказать, отчёт, взятый за основу, был обнародован после того, как предполагаемое место гибели «Армении» украинские археологи обследовали уже с американских научных судов в 2006–2007 годах.

Согласно самой смелой конспирологической версии, груз, о котором было упомянуто в отчёте геологографической съёмки, а также который, по легенде, погрузили сотрудники НКВД в Ялте, и стал причиной утаивания информации о находке теплохода.

Хотя, возможно, всё это — не более чем домыслы...

Судно КИЛ-158, предназначенное для подъёма объектов со дна

История и трагедия

Пассажирско-грузовой теплоход «Армения» был построен на Балтийском заводе, в Ленинграде, в 1928 году. Водоизмещение 5770 тонн, длина 107,7 м, ширина 15,5 м, высота борта 7,84 м, экипаж — 96 человек. Судно относилось к классу двухпалубных, шести однотипных «крымчаков», которые работали на Крымско-Кавказской круизной линии в довоенный период («Армения», «Аджаристан», «Крым», «Абхазия», «Украина», «Грузия»). Вскоре после начала войны все шесть теплоходов были переоборудованы в санитарно-транспортные суда и переданы медицинской службе Черноморского флота.

Трагедия «Армении» произошла 7 ноября 1941 года и по числу жертв является одной из самых крупных в мировой истории. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3 тыс. до 10 тыс. человек.

Хронология катастрофы вкратце такова. Около 17:00 6 ноября 1941 года теплоход под знаком Красного Креста вышел из Севастополя. На борту находились несколько тысяч раненных бойцов и эвакуируемых граждан. На судно были погружены также персонал главного госпиталя Черноморского флота и ряда других военных и гражданских госпиталей (всего 23 госпиталя), а также руководство и сотрудники пионерлагеря «Артек», члены их семей и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, точное их число неизвестно. В последний рейс «Армению» вёл капитан Владимир Плаушевский. Сопровождали теплоход два вооружённых катера и два истребителя И-153. В 2:00, 7 ноября судно прибыло в Ялту, где взяло на борт ещё несколько сотен человек (погрузка эвакуируемых также шла в спешке, поэтому точное их число неизвестно) и некий ценный груз — возможно, что, кроме документов, там были золото и ценности из крымских музеев. В 8:00 судно вышло из порта, а в 11 часов 25 минут было атаковано немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111», принадлежавшим 1-й эскадрилье авиагруппы I/KG28. Самолёт зашёл со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через четыре минуты «Армения» затонула. Спасти удалось лишь восемь человек, которых подобрал сторожевой катер.

Перед экспедицией 2005 года

Есть версия, что причиной катастрофы стали ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к кавказскому побережью в тёмное время суток в относительной безопасности, был отправлен командованием в Ялту, хотя в Севастополе находились десятки других судов, которые могли бы произвести эвакуацию из этого города. В результате погрузка затянулась на всю ночь и капитан был вынужден выйти в море из Ялты утром. Но чем руководствовался капитан Плаушевский, выводя судно в море в светлое время суток — в нарушение приказа командующего Черноморским флотом адмирала Филиппа Октябрьского? По мнению одних, он не видел смысла оставаться в порту Ялты на день, поскольку неподвижный теплоход представлял собой отличную мишень (Ялта не имела средств противовоздушной обороны, кроме того, в любой момент она могла быть захвачена наступавшими немецкими частями, ведь немцы уже ворвались в соседний Гурзуф). Другие считают, что капитан подчинился находившимся на борту сотрудникам НКВД, которые стремились как можно быстрее покинуть Крым.

Секретность и конспирология

Несколько дней назад стартовал новый этап поиска «Армении». На этот раз под эгидой Минобороны РФ. Среди участников экспедиции и специалисты Главного управления глубоководных исследований Министерства обороны РФ, и крымские профессионалы. Хотя задача экспедиции не фокусируется лишь на «Армении»: поиск подводных лодок, кораблей и самолётов, затонувших в годы Первой и Второй мировых войн. Поставленную задачу выполняет отряд кораблей Черноморского флота, в составе которого есть судно флота КИЛ-158, предназначенное для подъёма объектов со дна. Например, в Каче планируется найти подводные лодки времён Первой мировой войны, в Евпатории — транспорт «А. Серов», в районе мыса Айя — эсминец «Безупречный», от Феодосии до Анапы — поиск эсминца «Смышлёный». Также поисковая деятельность запланирована в районах мысов Херсонес, Опук, Фонарь и в Керченском проливе.

«Найденные корабли и подлодки будут объявлены воинскими захоронениями, места их гибели будут нанесены на все морские карты, и с этого момента все корабли и суда ВМФ России, проходя в этом районе, будут приспускать флаги и отдавать воинские почести погибшим защитникам Отечества», — заявил заместитель главы военного ведомства Дмитрий Булгаков.

Один из трех американских исследовательских кораблей «Endeavor»

Но официальные комментарии о ходе поисковых работ ограничились пока лишь сообщениями о том, что у южного входа в Керченский пролив обнаружен немецкий торпедный катер S-102 (8 июня 1943 года катер подорвался на мине), с которого подняли 40-мм зенитный автомат Flak 28, фрагменты корпуса катера и гребные винты. И ещё со дна достали штурмовик Ил-2 (подбит 8 ноября 1943 года, самолётом управлял Герой Советского Союза Юсуп Акаев).

Про «Армению» же — ни слова. Хотя «Крымскому Телеграфу» из собственных источников известно, что поиск теплохода запланирован как минимум в двух точках Чёрного моря. Более того, информация о подводных работах резко прекратилась и, как стало известно, на борта кораблей, участвующих в работе, отказано в допуске даже журналистам, работающим на Министерство обороны РФ. Но почему? Как объяснил источник «Крымского Телеграфа», связанный с проведением этой экспедиции: «Никто не хочет преждевременно давать даже повод для новостей. Если „Армению“ найдут, тогда да — сенсация, а пока нужно молчать. Всем, кто связан с экспедицией, запрещено разглашать информацию. Всё засекречено».

Вместе с этим появилось и ещё одно предположение истинной цели экспедиции. Якобы она связана с очисткой Чёрного моря от неких датчиков слежения или перехвата информации. Дело в том, что журналисты обратили внимание: экспедиция требует очень больших затрат, и вряд ли военные будут вкладывать огромные деньги на простое обнаружение затонувших объектов. И вспомнилось, что в 2006 году от мыса Херсонес до мыса Меганом на научно-исследовательском судне Endeavor работала экспедиция американского учёного Роберта Балларда, которого впоследствии крымские СМИ обвиняли в сотрудничестве с разведкой США. Дескать, известно, что та работа обошлась американской стороне в 2,5 миллиона долларов, а в 2007 году Баллард подключил к исследованиям океанографическое судно Pathfinder, принадлежащее Центру морских перевозок ВМС США, и расходы ещё больше увеличились. И тайной целью американцев было изучение рельефа дна и побережья в военных целях, а также установка на подводные кабельные линии связи Черноморского флота РФ специальных средств прослушивания и специальных технических средств слежения, от которых теперь нужно избавиться. Вот и снарядили экспедицию от Минобороны... Впрочем, комментируя это предположение, представитель Черноморского флота искренне рассмеялся.

Вячеслав Трухачёв, начальник отдела информационного обеспечения ЧФ РФ:

«Знаю я о такой версии. Она такая... неожиданная. И несерьёзная. Для её комментирования лучше всего к конспирологам обращаться, это их тема».

А вот другая версия истинной цели американцев звучит не так уж фантастично — это проведение геологической и гидрографической разведки возле крымских берегов под легендой археологических исследований. Это требовалось для внесения свежих данных в карты морского дна, что, безусловно, является бесценной информацией для владельцев любезно предоставленного Балларду океанографического судна.

Игорь ШИЛОВ
Максим РУСИНОВ
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 391 от 12 августа 2016 года

Еще статьи:
Просмотров: 1930 |   Комментарии (0) Дата публикации: 16-08-2016

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Февраль 2018 (59)
Январь 2018 (62)
Декабрь 2017 (88)
Ноябрь 2017 (85)
Октябрь 2017 (93)
Сентябрь 2017 (87)