Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Письмо Деду Морозу
Логин Пароль

Станислав Говорухин: «Крым для меня — неизбывная, неизлечимая боль!»

 Станислав  Говорухин: «Крым для меня —  неизбывная, неизлечимая боль!»

 

«Я не политик, я - режиссер! Если таким вам интересен, то давайте общаться»

В Симферополе в рамках первого заседания международного медиаклуба «Формат А3» крымчане встретились и открыто, без мишуры и кича, пообщались с легендарным Станиславом Говорухиным. Одно печально: с великими творческими людьми все-таки хочется говорить о творчестве и жизни, а не о затхлой политике. В ее отношении Станислав Сергеевич, сохранивший молодецкую удаль и разухабистость фраз, не чурался резких слов - и выдавал то, что лежит внутри и ранит душу.

Хрущев - мерзавец, идиот и безнадежный пьяница
Все такой же крепкий и бодрый, словно и нет 74 прожитых лет, Станислав Говорухин не дал править бал организаторам встречи, где он был властителем умов, имеющим право игнорировать кого-то или в глаза говорить правду, которой от него не ожидали. И в то же время - проникновенная открытость и расположение, несмотря на то, что в самом начале вечера режиссер и депутат Госдумы сидел со скучающим видом: «Как вы мне надоели! И эта провинция! И ваши политические проблемы - я не бог, и мне их не решить!». Однако стоило только зацепить за живое - и Станислав Сергеевич ожил, и понесся, понесся, понесся. И остановить его уж трудно было.
По признанию мэтра отечественного кино, полуостров для него - неземное счастье, где прошли не только одни из самых замечательных дней, но и снимались знаменитые картины «В поисках капитана Гранта», «10 негритят», «АССА», в свое время будоражившие, как принято сейчас считать, «совковое» поколение.

 
Станислав Говорухин, кинорежиссер, сценарист, писатель, актер:

- Чтоб мерзавец Хрущев перевернулся в гробу! Ведь это именно он в 1954 году, почувствовав себя царем всея Руси, в один «прекрасный» день подарил пять огромных русских областей Казахстану, Порт-Артур - Китаю, и Крым - Украине.
 - Ну, может, можно изменить статус Крыма на нейтральный - ни России, ни Украине?
- Во-первых, Крым для меня - моя неизбывная, неизлечимая боль. Во-вторых, полуостров оказался в патовой ситуации. У меня есть слабая, наивная надежда, что, может быть, во власть придет другой человек - просвещенный руководитель, понимающий Крым, его историю, состояние граждан, оторванных от своей родины благодаря росчерку пера какого-то идиота и безнадежного пьяницы. Но сделать я ничего не могу!..
 - А как вам вообще 80 лет советской власти?
- Я смотрю в прошлое и вижу: мы должны были прийти в настоящее, забрав все хорошее, что было. Для меня странная и вечная загадка: как же так получилось, что при жестоком тоталитарном режиме была высочайшая культура, потрясающие театры - «Современник», Большой драматический театр - целые явления, потрясающий балет, великолепный цирк, великая литература?! А при безграничной свободе - ни кина, ни театра.
 - Назовите ваш любимый город в Крыму, и какое крымское вино вы любите?
- Ялта - и не потому, что это город Чехова. А потому, что она была первым городом, который я здесь увидел - и был совершенно обворожен. Мы по молодости любили портвейн, мадеру, херес. У вас появились чудесные вина, которых раньше не было.
- Что, по вашему мнению, происходит с Черноморским флотом России?
- Если я скажу то, что думаю, то меня больше не пустят в Украину. В прошлом году Лужкова и Затулина за их слова сделали невъездными, а я, хотя и молол то же самое перед телекамерами, остался невредим. Беда! Севастополь-то никогда не был украинским, потому что всегда напрямую подчинялся Москве и был городом федерального значения.
- Сейчас в Украине идет переписывание истории, в том числе и событий Великой Отечественной войны. Как вы к этому относитесь?
- В России то же самое происходит. Что касается Украины, то какому идиоту не ясно: фашистский прихвостень, мерзавец становится героем! Разве что-то непонятно?!
- Российская «верхушка» осмысливает нынешнюю политическую географию в отношении Украины?
- Каждый раз смотрю на карту Советского Союза со слезами - никуда уже спокойно не поедешь. Мой любимый Памир, Тянь-Шань... теперь там черт знает что. В Крым - надо думать, что говоришь...

«Я говно не снимаю»
И все же. Если уж общаешься с режиссером, то, как минимум, хочется разузнать о его видении современного кинематографа. А не ломать голову над политическими завихрениями. Как и положено обитателю Олимпа, у Станислава Говорухина свой взгляд на современные фильмы, на экранизацию классических произведений на новый лад, на состояние и уровень российской киноиндустрии.
В 1998 году Станислав Говорухин как депутат Государственной Думы предложил законопроект о поддержке отечественного кинематографа. Этот документ, по мнению режиссера, дал мощный толчок для развития «важнейшего из искусств» в Российской Федерации.

Станислав Говорухин:

- Сегодня киноиндустрия в России на самом высочайшем уровне. О качестве кинематографа этого не скажешь. Хотя, если признаться, количество переходит в качество: сейчас появляется очень много арт-хаусных картин, фильмов начинающих режиссеров, чьи работы сделаны для заграницы, для зарубежных фестивалей. А им ведь что надо? Увидеть Россию такой, какой они ее представляют: невежественной, дикой, неграмотной, азиатской страной. Но и в этой категории выделяются дивные, необычайно художественные, высокого качества и правдивости ленты. К примеру, самый отвратительный и одновременно прекрасный фильм «Волчок».
- Ну, а как же то, что крутят в кинотеатрах?
- Если вы говорите о попкорновом кино - это совсем другое дело. Кинобизнес должен выживать, а потому в кинотеатры ходит попкорновая публика - кто там сидит: в основном, тинейджеры, в основном, дебилы, если уж говорить честно, их 70%. Есть, конечно, и взрослые, есть и грамотное студенчество, хорошая молодежь. Но очень много людей, которые даже не подозревают о том, что существуют какие-то духовные радости, живущие на уровне тупого биологического прозябания. Вот для них и снимают такое попкорновое кино, где должно все время что-то двигаться, сливаться, что-то стреляться. Потому что они не могут все время следить за сюжетом - они же должны выйти за пивом, вернуться, послать смс-ки друзьям, поговорить по телефону.
- Неужели все так плохо?
- Но есть фильмы, не попадающие в эту категорию: не для иностранцев, не для попкорновой публики - для той аудитории, которую называли «советский зритель». Офисная молодежь называет ее «отстоем» - мою аудиторию, мои десятки миллионов любимых зрителей. Вот для них, скажем, фильм Михалкова «12» - потрясающая картина. Или фильм «Петя по дороге в царствие небесное» - он меня растрогал. Ведь есть же и молодые режиссеры, снимающие легкое, остроумное, полноценное, качественное, интересное, художественное кино! Да и я - ваш покорный слуга - тоже не говно снимаю.
- Может, стоит попытаться поднять зрителя на более высокий уровень?
- А как его поднять?! У нас же рынок. Сегодня большинство кинематографистов делает то, что требует потребитель: глупое, дурацкое, нелогичное кино.
- Современные кинофестивали - события культурной жизни или модные тусовки?
- Вопрос по существу - я ведь дедушка русских фестивалей. В 1988 году я придумал и создал первый фестиваль - «Золотой Дюк» в Одессе, из которого вылупились все последующие: сначала «Созвездие», потом «Кинотавр». «Золотой Дюк» не был похож на все, что от него произошло, потому что это был праздник не только для кино, но и для всего города. Поскольку я занимался фестивалем ежедневно, понял: надо заниматься либо мероприятием, либо кино снимать. И сказал товарищам: вот вам «ребенок» - берите его, а я больше не участвую. Выживет - значит, так надо, не выживет - аналогично.
- А как на фестивалях награды вручаются?
- По-разному. И по коньюнктурным соображениям. И исходя из политической целесообразности. И по знакомству. Всякое бывает.

Люблю пожрать, выпить и покурить
- Давайте вернемся к современному кинематографу. Как вы относитесь к постановкам классических произведений на новый лад?
- Это жуть. Так, «Даун Хаус», поставленный по роману Достоевского «Идиот», - что-то невозможное. «Палата №6» по Чехову - ужасно скучная. Я ненавижу эти фильмы. Очень плохо отношусь к новациям: Гамлет - в бронежилете, герой Островского - в кроссовках, Тартюф - в халате заключенного - вот и все новшества. А раскрашивание черно-белых лент? Ужасно! Противно! Ненавижу!
- Если уж затронули тему современного российского кино, как вам «Царь» Лунгина? Или «Адмирал» Кравчука?
- «Царь» мне не понравился. От обилия сцен с кровью и насилием уже тошнит. Да и малоправдиво: как этот старый, беззубый артист может играть 35-летнего царя Ивана Грозного? Иван Грозный был, мне кажется, разнообразным - не таким придурком и жестоким убийцей. Что-то хорошее он, наверное, сделал для своей родины. «Адмирал»... если бы я снимал ленту о Колчаке, то поискал бы актера, похожего на героя. Но поскольку фильм ближе к попкорновому, то нужен был очень медийный артист. А среди десятка таких очень сложно найти похожего на Колчака - вот и взяли Хабенского.
- Что бы вы посоветовали начинающим режиссерам?
- Да это мне пора у них просить совета! Они все - люди самостоятельные - и защищать их и советовать им нечего, сами кому угодно глотку перегрызут. Новое поколение, крепко держащееся на ногах.
- Кстати, какие у вас сейчас взаимоотношения с Союзом кинематографистов России? Ведь в 1993 году вы громко хлопнули дверью, когда уходили из этой организации.
- Я не состою в этой организации - в этом поганом, извилявшемся хвостом перед властью болоте. И даже не хочу знать, что там происходит. Зато я по сей день остаюсь заслуженным деятелем искусств, членом Союза кинематографистов Украины - регулярно плачу взносы.
- Что помогает вам поддерживать хорошую физическую форму? Есть ли рецепты здоровья и долголетия?
- Есть. Конечно. Во-первых, я люблю пожрать, особенно на ночь. Во-вторых, люблю выпить. И покурить. Что делаю уже 55 лет без передышки. Один раз даже курил во время операции. После двух операций на позвоночнике не осталось никакого спорта, ни зарядки, ни гимнастики.
 

 

Алексей ЛОХВИЦКИЙ " Крымский Телеграф"

 

материал опубликован в "КТ" № 67 от 5 февраля 2010 г. 

Еще статьи:
Просмотров: 3541 |   Комментарии (2) Дата публикации: 11-02-2010

:: Комментарий #1 написал: Multik   |   1 марта 2010 15:18   |  



Группа: Посетители
Публикаций: 0
Комментариев: 1

Уже 3 марта международный медиа-клуб Формат А-3 проведет очередную встречу.
На этот раз в Симферополь приглашен президент редакции газеты "Известия" Владимир Мамонтов.
Мероприятие состоится 3 марта в 17. 00 в конференц-зале гостиницы "Москва".
Вход свободный.


Зарегистрирован: 1.03.2010   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Комментарий #2 написал: bo   |   3 марта 2010 23:01   |  



Группа: Посетители
Публикаций: 0
Комментариев: 21
Говорухин слукавил, когда сказал, что он говно не снимает -- достаточно вспомнить его фильм "Артистка"...  

Зарегистрирован: 3.03.2010   |   ICQ: --   |   ЦИТИРОВАТЬ    


:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2016 (15)
Ноябрь 2016 (90)
Октябрь 2016 (97)
Сентябрь 2016 (94)
Август 2016 (104)
Июль 2016 (95)