Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Мнение
Логин Пароль

Художник, отыскавший в Крыму своё «я»

20 ноября крымскому акварелисту Анатолию Козлову исполнилось бы 103 года

Путь длиною в 40 лет

Толя родился в 1913 году в далёкой от Крыма Самарской губернии, в селе Чердаклы. Отец его был почтовым служащим, и семья часто переезжала. В ранней юности судьба забросила его в Среднюю Азию, в Ташкент. Именно там он встретил своего личного пророка — Александра Волкова, ныне признанного основным из основоположников искусства Средней Азии. Несмотря на русскую фамилию, Волков был местным уроженцем, что называется, до мозга костей. Считая художников неким подобием восточных дервишей, он проповедовал свою эстетическую концепцию в людных местах, например, с площадки минарета. Его проповеди представляли собой самозабвенную декламацию экстатически-ритмичных стихотворений собственного сочинения. Но позже его страстное желание вести за собой направилось в мирное русло — с 1919 по 1921 год Александр Николаевич преподавал в Туркестанских художественных мастерских, а с 1929 года работал в Ташкентском художественном училище.

Для Анатолия Козлова это была хорошая школа. Хотя молодой человек и не принял веру учителя слепо. Ему были чужды радикальные творческие эксперименты. Анатолий слишком любил жизнь, не мог и не хотел отрываться от реальности. Но стать настоящим художником уже мечтал.

Это желание в 1931 году привело Анатолия Козлова на берега Невы. В Ленинграде он хотел получить профессиональное художественное образование. И у него бы всё получилось, но помешала война. Он не успел закончить учёбу, был призван на военную службу, а с неё в 1941 году отправился прямиком на фронт. В боях под Смоленском Анатолия тяжело ранили, он получил инвалидность. Но события, произошедшие в тылу, нанесли куда большие увечья его душе, заставили страдать ещё сильнее — в блокадном Ленинграде погибли почти все родные, в эвакуации умерла жена. Он остался один с маленькой дочерью.

В 1944 году, когда Великая Победа была не за горами, Анатолий Александрович одержал свою личную победу. На костылях, устроив дочь в заплечный мешок, он вернулся в Ленинград, чтобы всё-таки стать художником. И теперь ему это удалось.

Случайности не случайны

Осенью 1954 года Анатолий Козлов оказывается в Крыму. Он ещё не знал, что эта ссылка из прославленной культурной столицы России в ничем особо не примечательный Симферополь станет для него знаковой, определит его дальнейший творческий путь, позволит занять место одного из наиболее значимых крымских классиков. Искусствоведы писали о нём: «Его творчество органично вплелось в канву крымского искусства. С одной стороны, продолжив традицию камерной акварели М. А. Волошином, с другой — оно открыло для пейзажной акварели в Крыму новую дорогу, привнеся в неё влияние традиций русского реализма XIX века...»

Крымская природа вдохновила художника. Он был щедрым человеком во всех смыслах этого слова. Много работал, много раздавал, много соглашался продать за сущие копейки. В конце 1970-х акварели мастера в качестве интерьерных украшений можно было найти в коттеджах пансионата «Новый Свет» ММПО «Знамя революции». Огромное живописное полотно «Генуэзские корабли на рейде крепости Солдайя» размещалось в вестибюле Судакского горсовета, аналогичное с видом Нового

Света — в большом зале Судакского горисполкрома. Уходили картины и в частные руки.

«В середине 70-х годов Анатолий Александрович Козлов познакомился с Епископом Поликарпом (в миру Георгий Кондратьевич Приймак), который совсем недавно переехал в Симферополь. Художник вместе со своим другом акварелисткой Ангелиной Снежкиной часто бывал в гостях у Владыки в его доме в Марьино, по улице Труда, 6, — рассказывает дальняя родственница Епископа Поликарпа, Елена Ивановна. — Они устраивали эдакие творческие посиделки, на которых говорили об искусстве. Епископ приобрёл немало акварелей и линогравюр Козлова. И даже организовал подарок от него мне на пятилетие. Это был довольно-таки увесистый альбом, в который входили прекрасно оформленные акварели мастера, имелась и дарственная надпись „Леночке от Анатолия Александровича“. Большинство акварелей представляли собой уменьшенные авторские копии его масштабных полотен, таких, например, как „Генуэзские корабли на рейде крепости Солдайя“, но были и акварели, выполненные в единственном экземпляре: виды Симферопольского водохранилища, Бахчисарайских улочек. К сожалению, в 90-е нам с матерью пришлось настолько туго, что альбом этот пришлось распродать по частям. „Корабли“ купил тогда московский коллекционер, три работы взял наш художественный музей».

В Симферопольском художественном музее имеется около 400 работ мастера. Несколько лет назад в статье, опубликованной в одной из наиболее тиражных крымских газет, о происхождении этих работ было сказано: «двести произведений акварелиста, живописца Анатолия Козлова подарили дочь художника Галина и его большой друг, художница Ангелина Снежкина».

Но Елена утверждает, что всё было несколько иначе. «После смерти Козлова в 1979 году к Епископу Поликарпу пришла Снежкина и попросила передать ряд приобретённых им работ музею. Владыка составил список мелким почерком на два листа А4 с двух сторон, ознакомил с ним наследников, поставив их перед фактом, что работы будут безвозмездно переданы музею. И отдал работы Ангелине Фёдоровне. Но та, передавая акварели в музей, видимо, забыла упомянуть о роли Епископа в этой истории».

Но, как бы там ни было, акварели оказались там, где им должно быть, в музее.

«Сегодня в моём собрании картин ни акварелей, ни линогравюр Козлова нет, — продолжает рассказ Елена Ивановна. — Но я не жалею. Искусство Анатолия Александровича дало мне много больше, чем простая возможность периодически созерцать великое творение. Его талант в буквальном смысле спас мне жизнь. В 90-х наша семья оказалась практически на улице, без средств к существованию, и только работы Козлова, интерес к его неординарной графике со стороны ценителей дали нам шанс начать жизнь с начала. Существует выражение „Красота спасёт мир“. Мой мир спасла красота акварелей Анатолия Александровича».

Елена БОНДАРЮК
Фото архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 405 от 18 ноября 2016 года

Еще статьи:
Просмотров: 2527 |   Комментарии (0) Дата публикации: 24-11-2016

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей

Календарь
«    Февраль 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив
Февраль 2020 (70)
Январь 2020 (71)
Декабрь 2019 (86)
Ноябрь 2019 (87)
Октябрь 2019 (88)
Сентябрь 2019 (87)