Статьи по rss Крымский ТелеграфЪ в Twitter Крымский ТелеграфЪ в google+ Крымский ТелеграфЪ в Вконтакте Крымский ТелеграфЪ в Facebook
Популярное за месяц
Письмо Деду Морозу
Логин Пароль

Пропавший отдых

Пропавший отдых
Немало крымчан, пострадавших от фирмы «Кария Тур», проведут остаток отпуска в судах
Более четырех тысяч украинцев пострадали от туристической компании «Кария Тур», так и не сумев воспользоваться купленными у фирмы путевками на отдых. Среди них более сотни крымчан, которые решили отдохнуть на турецких, а не на родных берегах, забыв мудрую поговорку о том, что «от добра добра не ищут». А вот кто и в каких размерах будет возмещать пострадавшим стоимость неполученных услуг, как говорится – вопрос, конечно, интересный. 
Начало краха
8 июля 2010 года в турецкой провинции Анталия туристов, купивших путевки туроператора «Karya Tour», начали выселять из отелей. Отдыхающим сообщили, что их туроператор не обеспечил оплату забронированных номеров. По версии представителей турфирмы, все произошло из-за того, что у их турецкого партнера по бизнесу возникли финансовые проблемы. А украинский офис якобы просто временно прекратил свою деятельность. На помощь пришли все, кто мог – авиакомпании бесплатно доставили туристов домой, крупные турфирмы взяли на себя расселение по другим отелям. Однако еще остались сотни украинцев, которые купили путевки, но их не использовали. 
В принципе, такая ситуация была вполне прогнозируемой, поскольку проблемы у этой туристической фирмы возникали в последние годы неоднократно, как с перелетами, так и с расселением туристов. Кроме того, сама компания и ее турецкие партнеры явно демпинговали на рынке туруслуг, искусственно занижая цены на путевки, чтобы получить побольше заказов на них. Считается, что одной из главных причин банкротства туроператора «Кария Тур Юкрейн» и его турецкого парт-нера стали не совсем скоординированная деятельность и как раз использование механизмов демпингования. И хотя адвокат компании заявил, что на счетах фирмы было около 2 миллионов гривен и около 7 миллионов долларов – на депозитах украинских авиационных и турецких гостиничных компаний, в первую очередь эти средства направляются на решение проблем тех туристов, которые находятся в Турции и не могут вылететь. 
Фактами обмана крымских горе-туристов занимается Управление по борьбе с экономическими преступлениями нашего милицейского главка, и подводных камней в этих проблемах немало. Есть два варианта возмещения затрат, понесенных неудавшимися туристами. 
Никакой не форс-мажор
Вопрос упирается в то, у кого именно покупалась путевка на отдых – у туроператора или турагента? На сегодня в Украине имеется около 350 фирм с лицензией (а этот вид деятельности обязательно лицензируется), которые имеют право производить собственный турпродукт – то есть, отправлять туристов за границу, обеспечивать перелет, трансфер, питание, проживание и экскурсии. Действовать туроператор может как самостоятельно продавая продукт, так и через тур-
агента, который по сути независим, имеет свой счет, юрадрес, работает по лицензии турагента, получая только свой процент от стоимости путевки. Согласно статье 15 Закона Украины «О туризме», для обеспечения прав граждан-потребителей туруслуг и тур-оператор, и турагент обязаны финансово обеспечить свою гражданскую ответственность перед туристом гарантией банка. Конечно, банки не слишком резво соглашаются выступать гарантами, но такие все же есть. Причем минимальный размер банковской гарантии для туроператора должен быть не менее 20 000 евро. А минимальный размер финобеспечения турагента составляет сумму в 2 000 евро. Вот это и есть те самые гарантии покрытия расходов туристов в случае ненадлежащего выполнения туруслуги оператором или агентом. 
В одном из наших, крымских, случаев частный предприниматель, турагент, почему-то решил, что имеет право (принадлежащее только туроператору) вывозить туристов за рубеж, предлагать им набор услуг лично от себя. Вышло так, что гражданин-турист не получил ничего – даже не смог вылететь из Симферополя, и, соответственно, обратился к турагенту: верните, мол, деньги (около 12 тысяч гривен). А в ответ услышал: «Мы не можем, у нас форс-мажор!» А вот в УБЭП форс-мажора не было, и заявление у гражданина приняли. 
В принципе, частный предприниматель (агент) не имел права оказывать услуги без разрешительных документов, нарушил статью 203 УК Украины, следовательно, нужно возбуждать уголовное дело против агента. Испугавшись таких последствий, он тут же рассчитался с туристом, и у того претензий к нему больше нет. В этом случае сотрудники УБЭП сами принимают решение, насколько значительна вина агента, поскольку ущерба уже нет. На этот случай в УК есть статья, согласно которой если в преступлении нет признаков нанесения большого ущерба, оно считается несостоявшимся.  
Во втором случае был заключен трехсторонний договор между физлицом (туристом), турагентом, который предоставлял услуги туроператора, то есть, «Кария Тур», выступающей третьей стороной. В этом случае турагент получил только свой процент от стоимости проданной путевки. А остальную сумму по договору передал оператору. Несостоявшийся турист знал, что турагент продает ему не свой продукт, а туроператора «Кария Тур», поэтому все, что должен ему агент – вернуть полученный им процент за неоказанную услугу, на что он согласился абсолютно добровольно. Все остальные деньги турист сможет получить только с оператора. 
А вот что касается ссылок на форс-мажор, которым пытаются прикрыться представители «Кария Тур», то непредоставление услуг принимающей стороной таковым не является. Признаки форс-мажора – это чрезвычайные обстоятельства, неизвестные сторонам до подписания договора: война, стихийные бедствия (включая наводнения, пожары, эпидемии, заражение радиацией, землетрясения), массовые беспорядки, забастовки или какие-либо другие обстоятельства, неприменимые к данному случаю. 
Путешествия в суды
Ясно, что в сложившейся ситуации для возмещения всех убытков, которые навскидку составляют сотни тысяч долларов, 20000 будет недостаточно. Граждане Украины, которые приобрели путевки, но вылететь в Турцию не успели, вправе требовать возврата стоимости оплаченного турпродукта. Согласно ст. 32 ЗУ «О туризме», за ненадлежащее исполнение своих обязательств туроператор, турагент несут имущественную и иную ответственность, определенную в договоре в соответствии с действующим законодательством. Статья 33 этого же закона определяет, что субъект туристической деятельности, который нарушил законодательство, обязан возместить туристу убытки в полном объеме, если договором или законом не предусмотрено возмещение в меньшем или большем размере.
Первый шаг по возврату денег – поход в само турагентство, с точки зрения гражданского права оно является продавцом продукта. Если же получен отказ, то покупатель-турист имеет право обратиться с претензией либо к продавцу, либо к производителю (в данном случае производителем услуги и является туроператор «Кария Тур»).
При себе следует иметь доказательства того, что именно этот оператор или агент не предоставил оплаченную услугу. Это 1) претензия туриста; 2) заявка на бронирование; 3) копия договора на туробслуживание; 4) подтверждение брони; 5) копия счет-фактуры; 6) копии чеков, квитанций или иных платежных документов; 7) копия паспорта туриста. 
В том случае, если турист решил обратиться непосредственно к туроператору (минуя агента), то ему потребуется письмо-требование от агентства на возврат денежных средств, копия агентского соглашения между агентством и туроператором. Если турфирма отказывается возместить стоимость путевки, нужно обратиться с исковым заявлением в суд. Проблема, правда, в том, что, согласно закону, исковое заявление подается по месту нахождения ответчика, то есть в Киеве. Так что если не удалось попутешествовать за рубеж, то столицу Украины посещать придется неоднократно. 
Ядвига БОЛТОВСКАЯ "Крымский ТелеграфЪ"
фото с сайта "Кариа Тур"

материал опубликован в "КТ" № 92 от 30 июля 2010 г. 
Еще статьи:
Просмотров: 2189 |   Комментарии (0) Дата публикации: 4-08-2010

:: Добавление комментария

Ваше Имя:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:



Лента новостей


Календарь
«    Декабрь 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Конкурс

Погода


Социальные сети


Гороскоп
   
Архив

По номерам газеты

Декабрь 2016 (31)
Ноябрь 2016 (90)
Октябрь 2016 (97)
Сентябрь 2016 (94)
Август 2016 (104)
Июль 2016 (95)